1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает
общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем
универсальных
учебных
действий
(познавательных,
коммуникативных,
регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения
с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня
начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением
предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской
грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального,
духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и
приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской
литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие
2
обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на
обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление
грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль
чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально
откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных
задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в
процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением
следующих задач:
формирование у обучающихся положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего
речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных литературных
понятий в соответствии с представленными предметными результатами по
классам;
овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование
информации
для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения
предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых
результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает
следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и
читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
3
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям
и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и
литературных текстов; представленность в произведениях нравственноэстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных
произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений,
обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности
обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при
изучении других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80
часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»),
во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ
родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и
поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например
произведения С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М.
Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в
литературе разных народов (на примере писателей родного края,
представителей разных народов России). Страницы истории России, великие
люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других
выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение
нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема
Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере
рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок,
подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни,
знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3
произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков
«Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т.
Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1-2 рассказа военноисторической тематики) и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная
духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов
фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное
значение фольклора для появления художественной литературы. Малые
жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели
фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных,
бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных
ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных
произведений разных народов по тематике, художественным образам и
форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии.
Герой былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи
Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где
жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной
выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола.
5
Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной
лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М.
Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора,
народные сказки (2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки
по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне
Никитиче (1-2 по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических
произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в
стихотворном
произведении
(сравнение,
эпитет,
олицетворение).
Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом
жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И.
Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и
прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои
(положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен:
назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей»,
«Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и
другие.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения
М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм.
Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции
стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в
стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва,
Москва! …Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (дветри по выбору). Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П.
П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с
фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки. Иллюстрации в
сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П.
Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.
6
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков.
Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме
чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения:
лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по
выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев,
А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт и др.
Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения.
Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства
выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как
иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В
синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко»,
А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух
чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений):
рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль.
Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных
жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности
художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер.
Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы),
«Русак», «Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения
человека и животных, защита и охрана природы – тема произведений
литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений
В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, А. И. Куприна, К. Г.
Паустовского, Ю. И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин
«Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх
и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере
произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Н. Г. ГаринаМихайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б. С. Житкова, В. В.
Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика.
Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета,
отношение к ним героев.
7
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. ГаринМихайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке
и Миньке» (1-2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками» и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса –
произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса
как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и
эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух
произведений по выбору): юмористические произведения на примере
рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина.
Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста
юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в
кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2
произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
(отдельные главы) и другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений
зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, Ш. Перро,
братьев Гримм и др. (по выбору). Приключенческая литература:
произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»,
«Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы),
Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила
читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог).
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как
повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать,
справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
8
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения (без отметочного
оценивания);
читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения
понимания и запоминания текста;
анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать
принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль,
находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь
между событиями, эпизодами текста;
характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
сравнивать
героев одного произведения по предложенным
критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления
героев, их поступков (по контрасту или аналогии);
составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста,
дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
исследовать
текст:
находить
средства
художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора),
описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер),
выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
использовать
справочную
информацию
для
получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление,
аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое);
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей;
составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и
задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и
его произведениях;
оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;
9
использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных
произведений;
сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного
характера по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию
умений:
понимать значение чтения для самообразования и саморазвития;
самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время
досуга;
определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения
передачи настроения, особенностей произведения и героев;
осуществлять контроль процесса и результата деятельности,
устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять
способность предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и
драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);
соблюдать правила взаимодействия;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский
язык», которое реализуется средствами предмета «Литературное чтение»,
остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета
«Русский язык».
10
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной
деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности
младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного
отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и
культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение
опыта человеческих взаимоотношений, признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
11
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей
художественных
произведений
в
ситуации
нравственного выбора;
выражение своего
видения мира, индивидуальной позиции
посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
приобретение
эстетического
опыта
слушания,
чтения
и
эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и
художественной литературы;
понимание
образного языка художественных произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное
отношение
к
природе,
осознание
проблем
взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных
произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства
создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня
учебных и жизненных задач;
потребность
в самостоятельной читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и
12
самостоятельности в познании произведений
художественной литературы, творчества писателей.
фольклора
и
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной
школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному
алгоритму;
выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе
результатов
проведённого
наблюдения
(опыта,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
13
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
14
Совместная деятельность:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять
совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего
образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях и представлены по годам обучения.
1 КЛАСС
понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения
в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности
чтения для личного развития, находить в художественных
произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта
разных народов;
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение
целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без
пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и
небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в
минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной
природе в разные времена года;
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
различать и называть отдельные жанры фольклора (устного
народного творчества) и художественной литературы (загадки,
15
пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные),
рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения:
отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть
элементарными
умениями
анализа
текста
прослушанного/прочитанного
произведения:
определять
последовательность событий в произведении, характеризовать
поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять
значение незнакомого слова с использованием словаря;
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения,
использовать в беседе изученные литературные понятия (автор,
герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения),
подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением
последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые
слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения;
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3
предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не
менее 3 предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению,
иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с
учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной
книге по предложенному алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.
2 КЛАСС
объяснять важность чтения для решения учебных задач и
применения в различных жизненных ситуациях: переходить от
чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей,
обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в
фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных
ценностей,
традиций,
быта,
культуры
разных
народов,
16
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте
изученных произведений;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов
в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной
природе в разные времена года;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма);
понимать
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому
содержанию произведения;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки,
загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни,
скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и
художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
определять
тему
и
главную
мысль,
воспроизводить
последовательность событий в тексте произведения, составлять план
текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения
(портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев
произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и
его поступками, сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям, характеризовать отношение автора к
героям, его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор,
литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, сравнение, эпитет);
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения: понимать жанровую принадлежность произведения,
формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ
примерами из текста;
17
пересказывать (устно) содержание произведения подробно,
выборочно, от лица героя, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 5 предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки,
рассказы;
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению,
аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
выбирать
книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.
3 КЛАСС
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного
творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и
литературных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в
нравственно-этических
понятиях
в
контексте
изученных
произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,
использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов
в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с
изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать
лирическое произведение от эпического;
понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного
произведения:
отвечать
и
формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
18
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки,
загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни,
скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и
художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора
разных народов России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
формулировать
тему
и
главную
мысль,
определять
последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь
событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный,
номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку
поступкам
героев,
составлять
портретные
характеристики
персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями,
чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и
сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии
или по контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика,
характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной
картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет),
описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении, средств художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни,
литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция,
сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения:
строить
монологическое
и
диалогическое
высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм, устно и письменно формулировать простые выводы,
подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе
изученные литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато
(кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего
лица;
19
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики
учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по
содержанию
произведения
(не
менее
8
предложений),
корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному
алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать
продолжение прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания
(обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие,
приложения, сноски, примечания);
выбирать
книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные
электронные образовательные и информационные ресурсы,
включённые в федеральный перечень.
4 КЛАСС
осознавать значимость художественной литературы и фольклора для
всестороннего
развития
личности
человека,
находить
в
произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой
и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в
нравственно-этических
понятиях
в
контексте
изученных
произведений;
демонстрировать
интерес и положительную мотивацию к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы
и произведений устного народного творчества: формировать
собственный круг чтения;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,
использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
20
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов
в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с
изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать
лирическое произведение от эпического;
понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного
произведения:
отвечать
и
формулировать вопросы (в том числе проблемные) к
познавательным, учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки,
загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни,
скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить
примеры произведений фольклора разных народов России;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы
(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить
примеры разных жанров литературы России и стран мира;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
определять тему и главную мысль, последовательность событий в
тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять
портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь
между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев
одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по
аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение
к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев
(портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера,
устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений,
поступков героев;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении, средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни,
литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция,
сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
21
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения:
строить
монологическое
и
диалогическое
высказывание с соблюдением норм русского литературного языка
(норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и
письменно
формулировать
простые
выводы
на
основе
прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ
примерами из текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный),
пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица
героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по
содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать
сочинения на заданную тему, используя разные типы речи
(повествование,
описание,
рассуждение),
корректировать
собственный текст с учётом правильности, выразительности
письменной речи;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному
алгоритму;
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по
иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать
продолжение
прочитанного
произведения
(не
менее
10
предложений);
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания
(обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие,
приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге;
использовать справочную литературу, электронные образовательные
и информационные ресурсы информационно-коммуникационной
сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
22
4 КЛАСС
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
1
О Родине,
героические
страницы
истории
2
Фольклор (устное
народное
творчество)
3
4
5
Творчество
И.А.Крылова
Творчество
А.С.Пушкина
Творчество М.
Ю. Лермонтова
6
Литературная
сказка
7
Картины
природы в
творчестве поэтов
и писателей ХIХ
века
Количество часов
Всего
12
11
Контрольные
работы
1
1
1
Творчество Л. Н.
Толстого
7
9
Картины
природы в
6
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
Библиотека
ЦОК
7
8
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
4
9
Библиотека
ЦОК
Библиотека
ЦОК
4
12
Практические
работы
Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
Библиотека
ЦОК
23
творчестве поэтов
и писателей XX
века
10
11
12
13
Произведения о
животных и
родной природе
Произведения о
детях
Пьеса
Юмористические
произведения
14
Зарубежная
литература
15
Библиографическ
ая культура
(работа с детской
книгой и
справочной
литературой
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
12
13
Библиотека
ЦОК
1
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
Библиотека
ЦОК
1
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
Библиотека
ЦОК
5
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
Библиотека
ЦОК
6
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
Библиотека
ЦОК
8
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
Библиотека
ЦОК
7
https://m.edsoo.
ru/7f412cec
Резервное время
13
0
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
136
7
0
24
4 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Введение. Знакомство с учебником.
1
0
0
2
Самые интересные книги,
прочитанные летом.
1
0
0
3
Знакомство с названием раздела. Из
летописи: «И повесил Олег щит свой
на вратах Царьграда».
1
0
0
4
События летописи – основные
события Древней Руси.
1
0
0
5
Из летописи: «И вспомнил Олег
коня своего».
1
0
0
6
Летопись – источник исторических
фактов. Сравнение текста летописи с
текстом произведения А.С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге».
7
Прозаический текст былины в
пересказе И. Карнауховой. «Три
поездки Ильи Муромца».
8
Сергий Радонежский – святой земли
Русской. В. Клыков. «Памятник
Сергию Радонежскому.
9
Житие Сергия Радонежского.
Входной контроль. Проверка
техники чтения.
1
1
0
10
Обобщающий урок-игра «Летописи,
былины, сказания».
1
0
0
11
Знакомство с названием раздела.
П.П. Ершов «Конек-горбунок».
1
0
0
12
П.П. Ершов «Конек-горбунок».
1
0
0
13
П.П. Ершов «Конек-горбунок».
Сравнение литературной и народной
сказок.
1
0
0
14
П.П. Ершов «Конек-горбунок».
Характеристика героев.
1
0
0
Дата
изучения
01.09.2023
04.09.2023
06.09.2023
07.09.2023
08.09.2023
11.09.2023
1
0
0
13.09.2023
1
0
0
14.09.2023
1
0
0
18.09.2023
20.09.2023
21.09.2023
22.09.2023
25.09.2023
27.09.2023
25
28.09.2023
15
А.С. Пушкин «Няне».
1
0
0
16
А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!
Очей очарования!...»
1
0
0
17
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях».
1
0
0
18
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях…».
Герои пушкинской сказки.
Характеристика героев.
19
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях…».
Деление сказки на части.
1
0
0
20
Урок – КВН по сказкам А.С.
Пушкина.
1
0
0
21
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».
1
0
0
09.10.2023
22
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
1
0
0
11.10.2023
23
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
Сравнение мотивов русской и
турецкой сказки.
1
0
0
24
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
Герои турецкой сказки.
Характеристика героев, отношение к
ним.
1
0
0
25
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
1
0
0
16.10.2023
26
Л.Н. Толстой «Детство».
1
0
0
18.10.2023
27
Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик
камень убрал».
1
0
0
28
Творчество Л.Н. Толстого. Проверка
техники чтения.
1
1
0
29
А.П. Чехов «Мальчики».
1
0
0
30
А.П. Чехов «Мальчики». Главные
герои рассказа – герои своего
времени.
1
0
0
31
КВН «Чудесный мир классики».
1
0
0
32
Обобщающий урок по разделу
«Чудесный мир классики».
1
0
0
29.09.2023
02.10.2023
04.10.2023
1
0
0
05.10.2023
06.10.2023
12.10.2023
13.10.2023
19.10.2023
23.10.2023
25.10.2023
26.10.2023
27.10.2023
08.11.2023
26
33
Знакомство с названием раздела.
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален
вид…».
1
0
0
34
Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и
ярко…».
1
0
0
35
А.А. Фет «Весенний дождь»,
«Бабочка».
1
0
0
36
Картины природы в лирическом
стихотворении.
1
0
0
37
Е.А. Баратынский « Весна, весна!
Как воздух чист!...».
1
0
0
38
А.Н. Плещеев «Дети и птичка».
Ритм стихотворения.
1
0
0
39
И.С. Никитин «В синем небе плывут
над полями…».
1
0
0
40
Н.А. Некрасов «Школьник».
1
0
0
41
Н.А. Некрасов «В зимние сумерки
нянины сказки…».
1
0
0
42
И.А. Бунин «Листопад». Картина
осени в стихах И.А. Бунина.
1
0
0
43
Родные поэты.
1
0
0
44
Обобщающий урок-игра
«Поэтическая тетрадь».
1
0
0
45
Знакомство с названием раздела.
В.Ф. Одоевский «Городок в
табакерке».
46
В.Ф. Одоевский «Городок в
табакерке». Составление плана
сказки.
47
В.Ф. Одоевский «Городок в
табакерке». Заглавие и главные
герои литературной сказки.
48
В.Ф. Одоевский «Городок в
табакерке». Составление плана
сказки. Подробный пересказ.
49
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и
розе». Особенности данного
литературного жанра.
09.11.2023
10.11.2023
13.11.2023
15.11.2023
16.11.2023
17.11.2023
20.11.2023
22.11.2023
23.11.2023
24.11.2023
27.11.2023
28.11.2023
29.11.2023
1
0
0
30.11.2023
1
0
0
01.12.2023
1
0
0
04.12.2023
1
0
0
06.12.2023
1
0
0
27
50
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и
розе». Текст-описание в содержании
художественного произведения.
1
0
0
51
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и
розе». Герои литературного текста.
1
0
0
52
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и
розе». Главная мысль произведения.
1
0
0
53
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
Мотивы народных сказок в
литературном тексте.
1
0
0
54
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
Заглавие.
1
0
0
55
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
Герои художественного
произведения.
1
0
0
56
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
1
0
0
57
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Герои художественного текста.
Проверка техники чтения.
58
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Составление плана. Выборочный
пересказ сказки.
1
0
0
59
Сказки любимых писателей.
1
0
0
60
Обобщающий урок-игра «Крестикинолики».
1
0
0
61
Знакомство с названием раздела.
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном
времени».
62
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном
времени». Нравственный смысл
произведения.
63
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном
времени». Инсценирование
произведения.
1
0
0
64
В.Ю. Драгунский «Главные реки».
1
0
0
65
В.Ю. Драгунский «Что любит
Мишка».
1
0
0
66
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы
1
0
0
07.12.2023
08.12.2023
11.12.2023
13.12.2023
14.12.2023
15.12.2023
18.12.2023
20.12.2023
1
1
0
21.12.2023
22.12.2023
25.12.2023
27.12.2023
1
0
0
28.12.2023
1
0
0
29.12.2023
08.01.2024
10.01.2024
11.01.2024
28
не ел». Смысл заголовка.
67
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы
не ел». Инсценирование
произведения.
1
0
0
68
Книги о сверстниках, о школе.
1
0
0
69
Обобщающий урок по разделу
«Делу время – потехе час».
1
0
0
70
Знакомство с названием раздела.
Б.С. Житков «Как я ловил
человечков».
1
0
0
71
Б.С. Житков «Как я ловил
человечков». Герой произведения.
1
0
0
72
К.Г. Паустовский «Корзина с
еловыми шишками».
1
0
0
73
К.Г. Паустовский «Корзина с
еловыми шишками». Герои
произведения.
1
0
0
74
К.Г. Паустовский «Корзина с
еловыми шишками».
1
0
0
75
М.М. Зощенко «Ёлка».
1
0
0
76
Что такое серии книг и каково их
назначение.
1
0
0
77
Обобщающий урок по разделу
«Страна детства».
1
0
0
78
Знакомство с названием раздела.
В.Я. Брюсов «Опять сон».
«Детская».
1
0
0
79
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
1
0
0
80
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с
бугорка…» «Наши царства».
1
0
0
81
Сравнение произведений разных
поэтов на одну и ту же тему.
1
0
0
82
Обобщающий урок по разделу
«Поэтическая тетрадь».
1
0
0
83
Знакомство с названием раздела.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
1
0
0
84
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
1
0
0
12.01.2024
15.01.2024
17.01.2024
18.01.2024
19.01.2024
22.01.2024
24.01.2024
25.01.2024
26.01.2024
29.01.2024
31.01.2024
01.02.2024
02.02.2024
05.02.2024
07.02.2024
08.02.2024
09.02.2024
12.02.2024
29
14.02.2024
85
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
86
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
Поступок как характеристика героя
произведения.
1
0
0
87
М.М. Пришвин «Выскочка».
1
0
0
88
М.М. Пришвин «Выскочка».
Характеристика героя на основе
поступка.
1
0
0
89
Е.И. Чарушин «Кабан».
1
0
0
90
Е.И. Чарушин «Кабан».
Характеристика героев на основе их
поступков.
1
0
0
91
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Герои рассказа.
1
0
0
92
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Составление плана.
1
0
0
93
Обобщение по разделу «Природа и
мы».
1
0
0
94
Проект «Природа и мы».
1
0
0
01.03.2024
95
Знакомство с названием раздела.
1
0
0
04.03.2024
96
Б.Л. Пастернак «Золотая осень».
Картины осени в лирическом
произведении Б. Пастернака.
1
0
0
97
С.А. Клычков «Весна в лесу».
1
0
0
07.03.2024
98
Д.Б. Кедрин «Бабье лето».
1
0
0
11.03.2024
99
Н.М. Рубцов «Сентябрь».
Изображение природы в лирическом
произведении. Проверка техники
чтения.
1
1
0
100
С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы
народного творчества.
1
0
0
101
Обобщающий урок по разделу
«Поэтическая тетрадь».
1
0
0
102
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания
раздела.
1
0
0
15.02.2024
16.02.2024
19.02.2024
21.02.2024
22.02.2024
26.02.2024
28.02.2024
29.02.2024
06.03.2024
13.03.2024
14.03.2024
15.03.2024
18.03.2024
1
0
0
30
103
И.С. Никитин «Русь». Образ Родины
в поэтическом тексте.
1
0
0
104
С.Д. Дрожжин «Родине».
1
0
0
105
С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское
отношение к изображаемому.
1
0
0
106
А.В. Жигулин «О, Родина! В не
ярком блеске…».
1
0
0
107
«Кто с мечом к нам придёт, от меча
и погибнет».
1
0
0
108
Проект: «Они защищали Родину».
1
0
1
109
Обобщающий урок по разделу
«Родина».
1
0
0
110
Знакомство с названием раздела.
Е.С. Велтистов «Приключения
Электроника».
1
0
0
111
Е.С. Велтистов «Приключения
Электроника». Особенности
фантастического жанра.
112
Е.С. Велтистов «Приключения
Электроника». Необычные герои
фантастического рассказа.
1
0
0
113
Кир Булычев «Путешествие Алисы».
1
0
0
114
Кир Булычев «Путешествие Алисы».
Особенности фантастического
жанра.
115
Кир Булычев «Путешествие Алисы».
Сравнение героев фантастических
рассказов.
1
0
0
116
Обобщающий урок по разделу
«Страна Фантазия».
1
0
0
117
Знакомство с названием раздела.
Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера».
118
Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера». Особое развитие
сюжета в зарубежной литературе.
1
0
0
119
Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера». Герои
1
0
0
20.03.2024
21.03.2024
01.04.2024
03.04.2024
04.04.2024
05.04.2024
08.04.2024
10.04.2024
11.04.2024
1
0
0
12.04.2024
15.04.2024
17.04.2024
1
0
0
18.04.2024
19.04.2024
22.04.2024
1
0
0
24.04.2024
25.04.2024
31
приключенческой литературы.
120
Итоговая проверочная работа.
Техника чтения.
1
1
0
121
Г.-Х. Андерсон «Русалочка».
1
0
0
122
Г.-Х. Андерсон «Русалочка».
Авторская сказка.
1
0
0
123
Г.-Х. Андерсон «Русалочка».
Деление произведение на части.
1
0
0
124
Г.-Х. Андерсон «Русалочка».
Характеристика героев.
1
0
0
125
Особенности построения
литературной сказки: составление
плана. Х. К. Андерсен "Русалочка"
126
Средства художественной
выразительности в литературной
сказке. Х. К. Андерсен "Дикие
лебеди"
127
М.Твен «Приключения Тома
Сойера». Особенности
повествования.
128
М. Твен «Приключения Тома
Сойера». Герои приключенческой
литературы.
1
0
0
129
М. Твен «Приключения Тома
Сойера». Сравнение героев, их
поступков.
1
0
0
130
Описание героя в произведении
Марк Твена «Том Сойер»
(отдельные главы)
1
0
0
131
Путешествие по дорогам любимых
книг
1
0
0
132
Книги зарубежных писателей
1
0
0
24.05.2024
133
Итоговая контрольная работа
1
1
0
27.05.2024
134
Золотой фонд детской литературы.
В.Ю. Драгунский, И.П.Токмакова и
другие - авторы детских журналов
1
0
0
135
Обобщающий урок по разделу
«Зарубежная литература».
1
0
0
26.04.2024
02.05.2024
03.05.2024
06.05.2024
08.05.2024
13.05.2024
1
0
0
15.05.2024
1
0
0
16.05.2024
1
0
0
17.05.2024
20.05.2024
22.05.2024
23.05.2024
29.05.2024
30.05.2024
32
136
Урок-игра «Литературные тайны».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
0
0
136
6
1
31.05.2024
33
34
35
36
37
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение (в 2 частях), 4 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плакаты, библиотечные книги, проектор, ноутбук
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
38
39
40