ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский
язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
2
выбирать нужные языковые средства во многом определяют
возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств,
проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
3
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5
часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170
ч.
4
3 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации.
Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный
(безударный); согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный
глухой (звонкий), парный (непарный); функции разделительных мягкого и
твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и
твёрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с
разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами.
Орфоэпия[4]
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических
задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова
(ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные)
слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи);
окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень,
приставка, суффикс ‑ значимые части слова. Нулевое окончание
(ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Имена существительные единственного и множественного числа. Имена
существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён
существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
5
существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам
(склонение). Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и
падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён
прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их
употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения
неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая
форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение
глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения
‑ подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления
на виды). Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и
без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных
текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на
уровне наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на
уровне наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
6
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета
и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые
средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное
мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему
решению
в
совместной
деятельности;
контролировать
(устно
координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо
владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе:
признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок,
корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному
плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и
создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному
плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации
применения.
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
объяснять значение русского языка как государственного языка
Российской Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в
слове по заданным параметрам;
производить
звукобуквенный анализ слова (в словах с
орфограммами; без транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в
словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава,
в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с
разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями
(без называния термина); различать однокоренные слова и
синонимы;
7
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончание, корень, приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать
синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении
(простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические
признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в
единственном числе имена существительные с ударными
окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические
признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в
единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом
имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы
«что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические
признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем
времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в
прошедшем времени ‑ по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных
повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила; применять изученные правила правописания, в том числе
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в
корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после
шипящих на конце имён существительных; не с глаголами;
раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более
70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом
изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
8
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную
информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной
(услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5
предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4
предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение,
благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых
слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать
текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или
самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий,
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
9
3 КЛАСС
№
п/
п
Наименован Количество часов
ие разделов и
Всег
Контрольн
тем
о
ые работы
программы
Практическ
ие работы
1
Общие
сведения о
языке
1
0
0
2
Фонетика и
графика
2
0
0
3
Лексика
5
1
1
4
Состав слова
9
1
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
Библиотека ЦОК
5
Морфология
43
3
3
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
Библиотека ЦОК
6
Синтаксис
7
Орфография и
пунктуация
13
1
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
Библиотека ЦОК
50
2
2
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
Библиотека ЦОК
8
Развитие речи
30
Резервное время
17
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
170
1
2
9
10
10
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/
п
Тема урока
Все
го
1
Русский язык как
государственный
язык Российской
Федерации
1
2
Повторение и
продолжение
работы с текстом,
начатой во 2
классе: признаки
текста
1
3
Повторение и
продолжение
работы с текстом,
начатой во 2
классе: тема
текста, основная
мысль текста
4
Повторение и
продолжение
работы с текстом,
начатой во 2
классе: заголовок
5
Определение
типов
текстов:повествов
ание, описание,
рассуждение
6
Отработка умения
определять тип
текста
(повествование,
описание,
рассуждение)
1
7
Определение
типов текстов:
1
Контрол
ьные
работы
Практиче
ские
работы
Дата
изуче
ния
Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
841ebc8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
84228ae
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8422d40
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8422d40
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8423038
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8423038
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
11
обобщение
8
Корректирование
текстов с
нарушенным
порядком
предложений
8423038
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
84239ca
Библиотека ЦОК
9
Предложение
10
Виды
предложений по
цели
высказывания и
интонации.
Коллективное
составление
рассказа по
картине К. Е.
Маковского
"Дети, бегущие от
грозы"
1
11
Обобщение
знаний о видах
предложений.
Предложения с
обращениями
(общее
представление)
1
12
Связь слов в
предложении
1
13
Главные члены
предложения
1
1
https://m.edsoo.ru/f
8423682
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8423826
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8428268
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8423682
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8423d3a
Библиотека ЦОК
14
Подлежащее
1
https://m.edsoo.ru/f
84248ca
Библиотека ЦОК
15
Сказуемое
16
Подлежащее и
сказуемое
17
Второстепенные
члены
предложения
1
https://m.edsoo.ru/f
84252c0
18
Предложения
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8424a96
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8424d3e
Библиотека ЦОК
12
распространённые
и
нераспространённ
ые
https://m.edsoo.ru/f
8426be8
Библиотека ЦОК
19
Однородные
члены
предложения
20
Однородные
члены
предложения с
союзами и, а, но
21
Однородные
члены
предложения без
союзов
22
Резерный урок по
разделу
синтаксис:
отработка
темы.Предложени
еи
словосочетание
(общее
представление).
Коллективное
составление
рассказа по
картине В. Д.
Поленова
"Золотая осень"
23
Резерный урок по
разделу
синтаксис:
отработка темы.
Простое и
сложное
предложение
(общее
представление).
Запятая между
частями сложного
предложения
24
Лексическое
значение слова.
Синонимы,
антонимы
1
https://m.edsoo.ru/f
8426dd2
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8426f80
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8426f80
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8422ac0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
844436e,
https://m.edsoo.ru/f
8444bfc
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
841f168
13
25
Работаем с
толковыми
словарями
26
Прямое и
переносное
значение слова
1
27
Наблюдаем за
значениями слов в
тексте
1
28
Устаревшие
слова. Омонимы.
Фразеологизмы
1
29
Ключевые слова в
тексте. Подробное
изложение с
языковым
анализом текста
1
30
Части речи.
Обобщение и
уточнение
представлений об
изученных частях
речи. Имя
числительное
1
31
Составление
плана текста.
Составление
предложений.
Сочинение по
картине (по
коллективно
составленному
плану) И. Т.
Хруцкого "Цветы
и плоды"
1
32
Однокоренные
(родственные)
слова; признаки
однокоренных
(родственных)
слов
1
33
Характеристика
звуков русского
языка
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
841f938
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
841f50a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
841f35c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
841f708
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
843157a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
844369e,
https://m.edsoo.ru/f
84437ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8421468
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
841fb4a,
https://m.edsoo.ru/f
841fe24
1
14
34
Повторение
изученных
орфографических
правил: гласные
после шипящих,
буквосочетания
чк, чн, чт, щн, нч
35
Повторяем
правописание
слов с
разделительным
мягким знаком
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
842009a
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8423f9c
Библиотека ЦОК
36
Соотношение
звукового и
буквенного
состава слов
37
План текста.
Изложение
повествовательно
го текста по
вопросам или
коллективно
составленному
плану
38
Различение
однокоренных
слов и слов с
омонимичными
корнями
1
39
Отработка
способов решения
орфографической
задачи в
зависимости от
места
орфограммы в
слове:
правописание
слов с двумя
корнями
1
40
Отработка
способов решения
1
https://m.edsoo.ru/f
84202ac,
https://m.edsoo.ru/f
8420644,
https://m.edsoo.ru/f
8420842,
https://m.edsoo.ru/f
84209d2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8423272,
https://m.edsoo.ru/f
84234ca
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8421800,
https://m.edsoo.ru/f
8421238
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8426080
15
орфографической
задачи в
зависимости от
места
орфограммы в
слове:
наблюдение за
соединительными
гласными о, е
41
Окончание как
изменяемая часть
слова
42
Нулевое
окончание
43
Однокоренные
слова и формы
одного и того же
слова. Диктант с
грамматическим
заданием
1
44
Корень,
приставка,
суффикс —
значимые части
слова
1
45
Выделение в
словах с
однозначно
выделяемыми
морфемами
окончания, корня,
приставки,
суффикса
46
Создание
собственных
текстов-описаний.
Сочинение по
картине А.А.
Рылова "В
голубом
просторе"
1
47
Состав слова:
обобщение
1
48
Изложение
повествовательно
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
842c110
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
842163e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842163e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
84219d6
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
84222d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
84300e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
84220ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
16
го текста с опорой
на предложенный
план
8426238
49
Резерный урок по
разделу состав
слова: проектное
задание "Семья
слов"
1
50
Повторяем
правописание
проверяемых
безударных
гласных в корне
слова
1
51
Повторяем
правописание
проверяемых и
непроверяемых
безударных
гласных в корне
слова
1
52
Правописание
слов с двумя
безударными
гласными в корне
слова
1
53
Закрепление
способов
проверки
написания слов с
двумя
безударными
гласными в корне
слова
1
54
Повторяем
правописание
парных по
звонкостиглухости
согласных в корне
слова.
Составление
текста на основе
личных
наблюдений или
по рисунку
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8421e54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8428c7c
17
55
Непроизносимые
согласные в корне
слова
56
Наблюдение за
обозначением
буквами
непроизносимых
согласных в корне
слова
57
Отработка
написания
непроизносимых
согласных в корне
слова
1
58
Объяснительный
диктант:
отрабатываем
написание слов с
орфограммами
корня
1
59
Правописание
слов с
удвоенными
согласными
1
60
Отработка
правописания
слов с
удвоенными
согласными.
Проверочный
диктант
1
61
Написание текста
по заданному
плану. Сочинение
по картине В. М.
Васнецова
"Снегурочка"
1
62
Резерный урок по
разделу
орфография:
проверочная
работа по теме
"Правописание
слов с
орфограммами в
корне"
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
842da88
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
842dcb8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842df92
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842a6b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842a6b2
1
18
63
Различные
способы решения
орфографической
задачи в
зависимости от
места
орфограммы в
слове:
правописание
суффиксов ость,
ов и др.
64
Отработка
способов решения
орфографической
задачи в
зависимости от
места
орфограммы в
слове: закрепляем
правописание
суффиксов
1
65
Различные
способы решения
орфографической
задачи в
зависимости от
места
орфограммы в
слове:
правописание
приставок группа
приставок с "о" и
группа приставок
с "а"
1
66
Отработка
способов решения
орфографической
задачи в
зависимости от
места
орфограммы в
слове: закрепляем
правописание
приставок
1
67
Закрепляем
правописание
суффиксов и
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8421c24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842b42c,
https://m.edsoo.ru/f
842b648
19
приставок
68
Продолжаем
учиться писать
приставки: пишем
приставки.
Диктант с
грамматическим
заданием
1
Библиотека ЦОК
69
Разделительный
твёрдый знак
70
Знакомство с
жанром
объявления
1
71
Объясняющий
диктант:
повторение
правил
правописания
1
72
Наблюдаем за
знаками
препинания в
предложениях с
однородными
членами, не
соединёнными
союзами
73
Наблюдаем за
знаками
препинания в
предложениях с
однородными
членами,
соединёнными
повторяющимися
союзами и, или
1
74
Вспоминаем
нормы речевого
этикета:
приглашение,
просьба,
извинение,
благодарность,
отказ
1
https://m.edsoo.ru/f
8423f9c,
https://m.edsoo.ru/f
8424190
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8430904
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
84276d8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8427d36
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842730e
20
75
Продолжаем
учиться
составлять план
текста.
Составление и
запись текста по
рисунку на одну
из данных тем
1
76
Резерный урок по
разделу
орфография:
отработка
орфограмм,
вызывающих
трудности
1
77
Резерный урок по
разделу
орфография:
отработка
орфограмм,
вызывающих
трудности
1
78
Резерный урок по
разделу
орфография:
отработка
орфограмм,
вызывающих
трудности
1
79
Резерный урок по
разделу развитие
речи: работаем с
текстами
1
80
Ознакомительное
чтение: когда оно
нужно
1
81
Имя
существительное:
общее значение,
вопросы,
употребление в
речи. Части речи
1
82
Имена
существительные
одушевлённые и
неодушевлённые.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8424f28
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8422494
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
84228ae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8428aec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842c750
21
Подробное
изложение по
самостоятельно
составленному
плану
83
Изложение текста
с опорой на
коллективно
составленный
план
84
Число имён
существительных
85
Имена
существительные
единственного и
множественного
числа. Имена
существительные,
имеющие форму
одного числа
1
86
Изменение имён
существительных
по числам
1
87
Имена
существительные
мужского,
женского и
среднего рода
1
88
Род имён
существительных
1
89
Мягкий знак
после шипящих
на конце имён
существительных
1
90
Закрепляем
правило «Мягкий
знак после
шипящих на
конце имён
существительных
»
1
91
Отрабатываем
правило «Мягкий
знак после
шипящих на
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
84296c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8429ec4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
84291f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8429906
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8429cd0
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8429adc
22
конце имён
существительных
».
Объяснительный
диктант
92
Изложение текста
с опорой на
коллективно
составленный
план
93
Падеж имён
существительных
1
94
Создание
собственных
текстовповествований.
Составление
рассказа
покартине И. Я.
Билибина "Иванцаревич и
лягушкаквакушка"
1
95
Падеж имён
существительных:
именительный
падеж
1
96
Падеж имён
существительных:
родительный
падеж
1
97
Падеж имён
существительных:
дательный падеж
1
98
Пишем
поздравительную
открытку к
празднику 8
Марта
1
99
Падеж имён
существительных:
винительный
падеж
1
10
0
Падеж имён
существительных:
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
842900a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842a086
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842a23e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842b152
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842b878
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8430904
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
23
творительный
падеж
842ba62
10
1
Падеж имён
существительных:
предложный
падеж
1
10
2
Изменение имён
существительных
по падежам и
числам
(склонение).
Сочинение по
картине
1
10
3
Имена
существительные
1, 2, 3-го
склонения
1
10
4
Изложение текста
с опорой на
самостоятельно
составленный
план
1
10
5
Обобщение
знаний об имени
существительном.
Коллективное
составление
текста по картине
К. Ф. Юона
"Конец зимы.
Полдень" (по
опорным словам)
1
10
6
Наблюдение за
правописанием
безударных
окончаний имён
существительных
1-го склонения
1
10
7
Правописание
безударных
окончаний имён
существительных
1-го склонения
1
10
8
Наблюдение за
правописанием
безударных
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842bd28
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842bf44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8428e2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842c32c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842c53e
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
842c958
24
окончаний имён
существительных
2-го склонения
10
9
Правописание
безударных
окончаний имён
существительных
2-го склонения
11
0
Наблюдение за
правописанием
безударных
окончаний имён
существительных
3-го склонения
1
11
1
Корректирование
текстов с
нарушенным
порядком абзацев
1
11
2
Правописание
безударных
окончаний имён
существительных
3-го склонения
1
11
3
Правописание
окончаний имён
существительных
во
множественном
числе
1
11
4
Правописание
безударных
окончаний имён
существительных:
систематизация
знаний
1
11
5
Объяснительный
диктант
(безударные
гласные в
падежных
окончаниях имён
существительных)
1
11
6
Правописание
безударных
окончаний имён
существительных:
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
842cb2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842d240
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842d47a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842e38e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842d682
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842e56e
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
842d894
25
обобщение
11
7
Резерный урок по
разделу
орфография:
проверочная
работа по теме
"Правописание
безударных
падежных
окончаний имен
существительных
"
11
8
Имя
прилагательное:
общее значение,
вопросы,
употребление в
речи
1
11
9
Резерный урок по
разделу развитие
речи: работаем с
текстамиописаниями в
научном и
художественном
стилях.
Изобразительновыразительные
средства в
описательном
тексте. Работа с
картиной М. А.
Врубеля
"Царевна-Лебедь"
1
12
0
Изменение имён
прилагательных
по родам
12
1
Зависимость
формы имени
прилагательного
от формы имени
существительного
12
2
Изменение имён
прилагательных
по числам
1
https://m.edsoo.ru/f
842edb6
12
Изменение имён
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/f
842e974
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842e758
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
842eb5e
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
842f036
Библиотека ЦОК
26
3
прилагательных
по падежам.
Начальная форма
имени
прилагательного
12
4
Склонение имён
прилагательных
1
12
5
Значения имён
прилагательных
1
12
6
Наблюдение за
значениями имён
прилагательных
1
12
7
Значения имён
прилагательных:
обобщение.
Составление
сочинения-отзыва
по картине В. А.
Серова "Девочка с
персиками"
1
12
8
Наблюдение за
правописанием
окончаний имён
прилагательных в
единственном
числе
1
12
9
Наблюдение за
правописанием
окончаний имён
прилагательных
во
множественном
числе
1
13
0
Правописание
окончаний имён
прилагательных в
единственном и
во
множественном
числе. Диктант с
грамматическим
заданием
13
1
Обобщение
знаний о
написании
https://m.edsoo.ru/f
842f3a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842fbda
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842f6f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
842fa4a
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
842fea0
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8430332
27
окончаний имён
прилагательных
13
2
Резерный урок по
разделу
орфография:
проверочная
работа по теме
"Правописание
безударных
падежных
окончаний имен
прилагательных"
13
3
Обобщение
знаний о
написании
окончаний имён
существительных
и имён
прилагательных
1
13
4
Местоимение
(общее
представление)
1
13
5
Личные
местоимения
13
6
Как изменяются
личные
местоимения
1
13
7
Резерный урок по
разделу
морфология:
отработка темы
"Изменение
личных
местоимений"
1
13
8
Употребление
личных
местоимений в
речи
1
13
9
Правописание
местоимений с
предлогами
1
14
0
Правописание
местоимений
1
14
1
Знакомство с
жанром письма
1
Библиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/f
8430ff8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
84311d8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
84313a4
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8431746
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
843191c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8431d40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8431b06
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
843233a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
28
84324ac
Библиотека ЦОК
14
2
Учимся писать
письма
1
14
3
Использование
личных
местоимений для
устранения
неоправданных
повторов в тексте
1
14
4
Наблюдение за
связью
предложений в
тексте с помощью
личных
местоимений,
синонимов,
союзов и, а, но
14
5
Глагол: общее
значение,
вопросы,
употребление в
речи
1
14
6
Значение и
употребление
глаголов в
речи.Составление
текста по
сюжетным
рисункам
1
14
7
Неопределённая
форма глагола
14
8
Изменение
глаголов по
числам.
Составление
предложений с
нарушенным
порядком слов
14
9
Настоящее время
глаголов
15
0
Будущее время
глаголов
1
https://m.edsoo.ru/f
8433500
15
Прошедшее время
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
843260a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
84321b4
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8431fd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8432768
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8432a1a
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8432d80
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
843303c
Библиотека ЦОК
29
1
глаголов.
Составление
текстарассуждения по
заданной теме
https://m.edsoo.ru/f
843337a
15
2
Наблюдение за
связью
предложений в
тексте.
Выборочное
подробное
изложение
повествовательно
го текста по
опорным словам и
самостоятельно
составленному
плану
15
3
Род глаголов в
прошедшем
времени
1
15
4
Наблюдение за
написанием
окончаний
глаголов в
прошедшем
времени
1
15
5
Резерный урок по
разделу
морфология:
отработка темы
15
6
Частица не, её
значение
15
7
Правописание
частицы не с
глаголами
15
8
Создание
собственных
текстоврассуждений.Сост
авление советарассуждения с
использованием
побудительных
предложений и
глаголов с
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8433e88
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8434072
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
843422a
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
84343e2
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8434784
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8433cda
30
частицей НЕ
Библиотека ЦОК
15
9
Правописание
глаголов
16
0
Резерный урок по
разделу
морфология:
отработка темы.
Диктант
16
1
Части речи:
систематизация
изученного в 3
классе
1
16
2
Части речи:
обобщение.
Подробное
изложение
повествовательно
го текста
1
16
3
Резерный урок по
разделу
морфология:
проверочная
работа
1
16
4
Наблюдение за
связью
предложений в
тексте с помощью
союзов и, а, но.
Корректирование
текста с
нарушенным
порядком абзацев
1
16
5
Повторяем
правописание
слов с
изученными в 1-3
классах
орфограммами в
корне,
приставках,
окончаниях
1
16
6
Повторяем
правописание
слов с
изученными в 1-3
1
1
https://m.edsoo.ru/f
8433924
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8433af0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8434c84
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8423b6e
31
классах
орфограммами
16
7
Резерный урок по
разделу
орфография:
отработка
орфограмм,
вызывающих
трудности
16
8
Резерный урок по
разделу
орфография:
отработка
орфограмм,
вызывающих
трудности
1
16
9
Резерный урок по
разделу
орфография:
проверочная
работа "Чему мы
научились на
уроках
правописания в 3
классе"
1
17
0
Как помочь вести
диалог человеку,
для которого
русский язык не
является родным
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8425cca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f
8425ea0
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f
8434dd8
Библиотека ЦОК
1
170
https://m.edsoo.ru/f
841ef10
5
0
32