Русский язык 2 класс
Описание образовательной программы
МИНИСТЕРСТВО
ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и
науки Республики Дагестан
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
"ПРОГИМНАЗИЯ
"ЛАСТОЧКА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КИЗЛЯР"
МКОУ
"ПРОГИМНАЗИЯ "ЛАСТОЧКА"
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ______________Ильясова Е.А. Приказ № 1 «31. 08. 2023г.» |
. |
УТВЕРЖДАЮ Директор «ПРОГИМНАЗИИ «ЛАСТОЧКА» _______________Караева И.В. Приказ № 1 «31. 08. 2023 г.» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2623969)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов
г. Кизляр 2023- 2024г
Рабочая программа учебного
предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное
чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы
по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего
образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии
обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных
учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на
уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания
действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка
является основой всего процесса обучения на уровне начального общего
образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты
обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным
потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких
её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и
социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой
русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях
общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя
свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и
мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов
России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во
многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей,
чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает
огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и
духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в
том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности.
Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка
как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого
познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено
на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися
первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории
Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных
ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека;
2) овладение основными видами
речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение,
письмо;
3) овладение первоначальными
научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика,
морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и
особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого
этикета;
5) развитие функциональной
грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и
дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования
содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание
равной значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать
первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать
усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных
правил.
Развитие устной и письменной речи
обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов
речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского
литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного
и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию
речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное
чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов
в неделю в каждом классе): во 2–4 классах – по 170 ч.
Общие сведения о языке
Язык как основное средство
человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные
представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы
познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция
звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных
звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных
звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш],
[ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков,
функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑
мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑
глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука:
гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий,
парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости
предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный.
Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного
состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе
при стечении согласных).
Использование знания алфавита при
работе со словарями.
Небуквенные графические средства:
пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные
знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний
звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для
решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и
значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова
(простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть
слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных)
слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть
слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и
неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова
(наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное
(ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее
значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в
речи.
Имя прилагательное (ознакомление):
общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление
в речи.
Предлог. Отличие предлогов от
приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о,
об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь
слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка.
Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в
устной речи одного из слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной
окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале
предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных);
знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без
учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как
осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие
орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для
определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их
применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в
корне слова;
парные звонкие и глухие согласные
в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные
(перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах
собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические
названия;
раздельное написание предлогов с
именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в
соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения
коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения
собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической
формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях
учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по
репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения
и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое
единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте;
выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие
текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей
текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и
абзацев.
Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная
открытка.
Понимание текста: развитие умения
формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение
повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне
начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета
«Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
гражданско-патриотического
воспитания:
·
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
·
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
·
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
·
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
·
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
·
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
·
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
·
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
·
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
·
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
·
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
·
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации в процессе языкового образования;
·
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
трудового воспитания:
·
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес
к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
·
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
·
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
·
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
·
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского
языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы
следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
·
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
·
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
·
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
·
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий
при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при
анализе языковых единиц;
·
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
·
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы
следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
·
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
·
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
·
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
·
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе
анализа предложенного языкового материала;
·
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы
следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
·
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
·
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
·
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
·
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о
написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
·
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
·
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
У обучающегося будут сформированы
следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
·
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
·
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
·
признавать возможность существования разных точек зрения;
·
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
·
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
·
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)
в соответствии с речевой ситуацией;
·
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного
задания;
·
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы
следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
·
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
·
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы
следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
·
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
·
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
·
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
·
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
·
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы
следующие умения совместной
деятельности:
·
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов
и сроков;
·
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
·
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
·
ответственно выполнять свою часть работы;
·
оценивать свой вклад в общий результат;
·
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
·
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
·
вычленять звуки из слова;
·
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах
согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
·
различать ударные и безударные гласные звуки;
·
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и
в слове);
·
различать понятия «звук» и «буква»;
·
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые
случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
·
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой
ь в конце слова;
·
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание
последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка
слов;
·
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные
буквы, соединения букв, слова;
·
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах
собственных (имена и фамилии людей, клички животных); перенос слов по слогам
(простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после
шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
·
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 25 слов;
·
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из
3-5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с
произношением;
·
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
·
понимать прослушанный текст;
·
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением
интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
·
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
·
составлять предложение из набора форм слов;
·
устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на основе
наблюдений;
·
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся
научится:
·
осознавать язык как основное средство общения;
·
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам:
согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный
(непарный) по звонкости (глухости);
·
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе
слова со стечением согласных);
·
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе
с учётом функций букв е, ё, ю, я;
·
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в
середине слова;
·
находить однокоренные слова;
·
выделять в слове корень (простые случаи);
·
выделять в слове окончание;
·
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их
значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления
синонимов и антонимов (без называния терминов);
·
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
·
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и
другие;
·
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?»;
·
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
·
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
·
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн,
чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и
глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах,
фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное
написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
·
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 50 слов;
·
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения,
тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
·
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
·
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
·
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения
на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации;
·
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно (1-2 предложения);
·
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
·
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
·
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
·
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы;
·
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные
понятия в процессе решения учебных задач.
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
Всего |
Контрольные работы |
Практические работы |
|||
1 |
Общие сведения о языке |
1 |
|||
2 |
Фонетика и графика |
6 |
|||
3 |
Лексика |
10 |
|||
4 |
Состав слова |
14 |
|||
5 |
Морфология |
19 |
|||
6 |
Синтаксис |
8 |
|||
7 |
Орфография и пунктуация |
50 |
8 |
||
8 |
Развитие речи |
30 |
|||
Резервное время |
32 |
4 |
|||
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
170 |
12 |
0 |
2 КЛАСС
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Электронные цифровые образовательные ресурсы |
||
Всего |
Контрольные работы |
Практические работы |
||||
1 |
Язык как
явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и
мира. Наша речь и наш язык |
1 |
0 |
0 |
||
2 |
Диалогическая форма речи |
1 |
0 |
0 |
||
3 |
Самостоятельная
работа по разделу лексика: о происхождении слов |
1 |
0 |
0 |
||
4 |
Текст |
1 |
0 |
0 |
||
5 |
Признаки
текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность
предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли |
1 |
0 |
0 |
||
6 |
Тема текста |
1 |
0 |
0 |
||
7 |
Основная мысль |
1 |
0 |
0 |
||
8 |
Заглавие текста |
1 |
0 |
0 |
||
9 |
Подбор
заголовков к предложенным текстам |
1 |
0 |
0 |
||
10 |
Отработка
умения подбирать заголовки к предложенным текстам. Отражение в заголовке темы
или основной мысли текста |
1 |
0 |
0 |
||
11 |
Последовательность
частей текста (абзацев). Абзац. Красная строка |
1 |
0 |
0 |
||
12 |
Отработка
умения корректировать тексты с нарушенным порядком предложений |
1 |
0 |
0 |
||
13 |
Корректирование
текстов с нарушенным порядком абзацев |
1 |
0 |
0 |
||
14 |
Отработка
умения корректировать тексты с нарушенным порядком абзацев |
1 |
0 |
0 |
||
15 |
Корректирование
текстов с нарушенным порядком предложений. Тренинг |
1 |
0 |
0 |
||
16 |
Предложение как единица языка |
1 |
0 |
0 |
||
17 |
Предложение и слово |
1 |
0 |
0 |
||
18 |
Связь слов в предложении |
1 |
0 |
0 |
||
19 |
Виды
предложений по цели высказывания |
1 |
0 |
0 |
||
20 |
Восклицательные и
невосклицательные предложения |
1 |
0 |
0 |
||
21 |
Повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения |
1 |
0 |
0 |
||
22 |
Наблюдение
за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) |
1 |
0 |
0 |
||
23 |
Контрольная
работа по разделу синтаксис: наблюдение за главными и второстепенными членами
предложения |
1 |
1 |
0 |
||
24 |
Работа над
ошибками по разделу синтаксис: установление связи слов в предложении |
1 |
0 |
0 |
||
25 |
Предложение: систематизация
знаний |
1 |
0 |
0 |
||
26 |
Слово и его значение |
1 |
0 |
0 |
||
27 |
Значение слова
в словаре. Уточняем значение слова самостоятельно, по тексту или с помощью
толкового словаря |
1 |
0 |
0 |
||
28 |
Однозначные и многозначные слова |
1 |
0 |
0 |
||
29 |
Значение
слова в словаре и тексте |
1 |
0 |
0 |
||
30 |
Многозначные
слова. Прямое и переносное значение слова |
1 |
0 |
0 |
||
31 |
Синонимы |
1 |
0 |
0 |
||
32 |
Синонимы в тексте |
1 |
0 |
0 |
||
33 |
Антонимы |
1 |
0 |
0 |
||
34 |
Наблюдение за использованием
антонимов |
1 |
0 |
0 |
||
35 |
Обобщение
знаний по разделу «Лексика» |
1 |
0 |
0 |
||
36 |
Резервный
урок по разделу лексика: проверочная работа |
1 |
1 |
0 |
||
37 |
Работа над
ошибками по разделу лексика: работаем с толковым словарем |
1 |
0 |
0 |
||
38 |
Однокоренные
(родственные) слова. Корень слова |
1 |
0 |
0 |
||
39 |
Признаки
однокоренных (родственных) слов. Корень слова |
1 |
0 |
0 |
||
40 |
Корень как часть слова |
1 |
0 |
0 |
||
41 |
Корень как
общая часть родственных слов |
1 |
0 |
0 |
||
42 |
Корень слова: обобщение знаний |
1 |
0 |
0 |
||
43 |
Окончание
как изменяемая часть слова |
1 |
0 |
0 |
||
44 |
Изменение
формы слова с помощью окончания |
1 |
0 |
0 |
||
45 |
Различение
изменяемых и неизменяемых слов |
1 |
0 |
0 |
||
46 |
Резервный
урок по разделу состав слова: нулевое окончание (наблюдение) |
1 |
0 |
0 |
||
47 |
Суффикс как часть слова |
1 |
0 |
0 |
||
48 |
Приставка
как часть слова (наблюдение) |
1 |
0 |
0 |
||
49 |
Роль суффиксов и приставок |
1 |
0 |
0 |
||
50 |
Состав слова: систематизация
знаний |
1 |
0 |
0 |
||
51 |
Состав слова: обобщение |
1 |
0 |
0 |
||
52 |
Резервный
урок по разделу состав слова: Тренинг. Нахождение однокоренных слов. Выделение
корня |
1 |
0 |
0 |
||
53 |
Резервный
урок по разделу состав слова: как образуются слова (наблюдение) |
1 |
0 |
0 |
||
54 |
Суффикс как
часть слова: наблюдение за значением |
1 |
0 |
0 |
||
55 |
Деление слов
на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями |
1 |
0 |
0 |
||
56 |
Перенос слов по слогам |
0 |
0 |
|||
57 |
Перенос слов
по слогам: закрепление |
1 |
0 |
0 |
||
58 |
Различение
звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков |
1 |
0 |
0 |
||
59 |
Составление
устного рассказа по репродукции картины З. Серебряковой "За обедом" |
1 |
0 |
0 |
||
60 |
Резервный
урок по разделу фонетика: различаем звуки и буквы |
1 |
0 |
0 |
||
61 |
Подробное
изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы |
1 |
0 |
0 |
||
62 |
Правописание
слов с безударным гласным звуком в корне |
1 |
0 |
0 |
||
63 |
Единообразное
написание гласных в корне |
1 |
0 |
0 |
||
64 |
Способы
проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова |
1 |
0 |
0 |
||
65 |
Обозначение
буквой безударного гласного звука в корне слова |
1 |
0 |
0 |
||
66 |
Правописание
слов с безударным гласным звуком в корне: закрепление |
1 |
0 |
0 |
||
67 |
Объяснительный
диктант: учимся обозначать безударные гласные в корне слова |
1 |
1 |
0 |
||
68 |
Непроверяемые
гласные в корне слова |
1 |
0 |
0 |
||
69 |
Правописание
слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова |
1 |
0 |
0 |
||
70 |
Списывание текста. Словарный
диктант |
1 |
1 |
0 |
||
71 |
Отработка
правописания слов с орфограммами в значимых частях слов |
1 |
0 |
0 |
||
72 |
Парные и
непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква
И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
1 |
0 |
0 |
||
73 |
Знакомство с жанром поздравления |
1 |
0 |
0 |
||
74 |
Функции мягкого знака |
1 |
0 |
0 |
||
75 |
Резервный
урок по разделу фонетика: учимся характеризовать звуки |
1 |
0 |
0 |
||
76 |
Выбор
языковых средств для ответа на заданный вопрос при работе в паре (группе) |
1 |
0 |
0 |
||
77 |
Выбор
языковых средств для выражения собственного мнения при работе в паре (группе) |
1 |
0 |
0 |
||
78 |
Повторение алгоритма списывания
текста |
1 |
1 |
0 |
||
79 |
Диктант на
изученные правила (безударные гласные в корне слова) |
1 |
1 |
0 |
||
80 |
Работа над
ошибками, допущенными в диктанте |
1 |
0 |
0 |
||
81 |
Резервный
урок по разделу орфография: тренинг "Знаки препинания в конце
предложения" с использованием электронных образовательных ресурсов |
1 |
0 |
0 |
||
82 |
Резервный
урок по разделу орфография: тренинг "Слог. Перенос слов" с использованием
электронных образовательных ресурсов |
1 |
0 |
0 |
||
83 |
Резервный
урок по разделу орфография: использование орфографического словаря учебника
для определения (уточнения) написания слова |
1 |
0 |
0 |
||
84 |
Сочетания
чк, чн, чт, щн, нч |
1 |
0 |
0 |
||
85 |
Выбор
языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. при работе в паре (группе) |
1 |
0 |
0 |
||
86 |
Гласные
после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) |
1 |
0 |
0 |
||
87 |
Гласные
после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу |
1 |
0 |
0 |
||
88 |
Диктант на
изученные правила (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт) |
1 |
1 |
0 |
||
89 |
Резервный
урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку на тему
"День рождения" |
1 |
0 |
0 |
||
90 |
Парные и
непарные по звонкости - глухости согласные звуки |
1 |
0 |
0 |
||
91 |
Правописание
слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова |
1 |
0 |
0 |
||
92 |
Обозначение
парных по звонкости-глухости согласных в корне слова |
1 |
0 |
0 |
||
93 |
Способы
проверки согласных в корне слова |
1 |
0 |
0 |
||
94 |
Отработка
правописания слов с парным по глухости звонкости согласным в корне слова |
1 |
0 |
0 |
||
95 |
Учимся
писать буквы согласных в корне слова |
1 |
0 |
0 |
||
96 |
Объяснительный
диктант: учимся писать буквы согласных в корне слова |
1 |
0 |
0 |
||
97 |
Учимся
писать буквы гласных и согласных в корне слова |
1 |
0 |
0 |
||
98 |
Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в
слове. Тренинг "Правописание парных по глухости-звонкости согласны
хзвуков в корне слова" с использованием электронных образовательных
ресурсов |
1 |
0 |
0 |
||
99 |
Списывание текста. Словарный
диктант |
1 |
1 |
0 |
||
100 |
Подробное
изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы |
1 |
0 |
0 |
||
101 |
Использование
на письме разделительных ъ и ь |
1 |
0 |
0 |
||
102 |
Правописание
слов с разделительным мягким знаком |
1 |
0 |
0 |
||
103 |
Отработка
правописания слов с разделительным мягким знаком |
1 |
0 |
0 |
||
104 |
Отработка
правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными
орфограммами |
1 |
0 |
0 |
||
105 |
"Правописание
слов с разделительным мягким знаком" с использованием электронных
образовательных ресурсов |
1 |
0 |
0 |
||
106 |
Повторение правописания
слов с орфограммами в значимых частях слов |
1 |
0 |
0 |
||
107 |
Списывание текста. Словарный
диктант |
1 |
1 |
0 |
||
108 |
Имя
существительное как часть речи |
1 |
0 |
0 |
||
109 |
Имя
существительное: употребление в речи |
1 |
0 |
0 |
||
110 |
Имя существительное: значение |
1 |
0 |
0 |
||
111 |
Имя
существительное : вопросы («кто?», «что?») |
1 |
0 |
0 |
||
112 |
Употребление
прописной и строчной буквы |
1 |
0 |
0 |
||
113 |
Составление
устного рассказа по репродукции картины И. Шишкина "Утро в сосновом
лесу" |
1 |
0 |
0 |
||
114 |
Прописная
буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных |
1 |
0 |
0 |
||
115 |
Прописная
буква в именах собственных: географические названия |
1 |
0 |
0 |
||
116 |
Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и вопросы: составление текста
о своем любимом домашнем питомце по вопросам |
1 |
0 |
0 |
||
117 |
Имя
существительное: изменение по числам |
1 |
0 |
0 |
||
118 |
Число имён существительных |
1 |
0 |
0 |
||
119 |
Резервный
урок по разделу морфология: изменение по числам имен существительных |
1 |
0 |
0 |
||
120 |
Объяснительный
диктант на изученные правила (орфограммы корня, прописная буква и др.) |
1 |
0 |
0 |
||
121 |
Глагол как часть речи |
1 |
0 |
0 |
||
122 |
Глагол:
значение. Для чего нужны глаголы в нашей речи? |
1 |
0 |
0 |
||
123 |
Глагол:
вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. |
1 |
0 |
0 |
||
124 |
Единственное
и множественное число глаголов |
1 |
0 |
0 |
||
125 |
Резервный
урок по разделу развитие речи: Составление текста на тему пословицы |
1 |
0 |
0 |
||
126 |
Текст-повествование |
1 |
0 |
0 |
||
127 |
Особенности текстов-повествований |
1 |
0 |
0 |
||
128 |
Резервный
урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-повествование. Составление текста-повествования на тему "Как приготовить
салат" |
1 |
0 |
0 |
||
129 |
Обобщение знаний о глаголе |
1 |
0 |
0 |
||
130 |
Резервный
урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы
"Глагол" |
1 |
0 |
0 |
||
131 |
Диктант на
изученные правила (орфограммы корня) |
1 |
1 |
0 |
||
132 |
Работа над
ошибками, допущенными в диктанте |
1 |
0 |
0 |
||
133 |
Имя
прилагательное как часть речи |
1 |
0 |
0 |
||
134 |
Имя прилагательное: значение |
1 |
0 |
0 |
||
135 |
Обобщение
знаний об имени прилагательном |
1 |
0 |
0 |
||
136 |
Резервный
урок по разделу морфология: роль имён прилагательных в тексте. Единственное и множественное число имен прилагательных |
1 |
0 |
0 |
||
137 |
Связь имени
прилагательного с именем существительным |
1 |
0 |
0 |
||
138 |
Текст-описание |
1 |
0 |
0 |
||
139 |
Резервный
урок по разделу развитие речи: составление текста (рассказа или сказки) на
тему "Путешествие снежинки на землю" |
1 |
0 |
0 |
||
140 |
Особенности текстов-описаний |
1 |
0 |
0 |
||
141 |
Резервный
урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-описание. Составление текста-описания натюрморта |
1 |
0 |
0 |
||
142 |
Диктант на
изученные орфограммы в корне слова |
1 |
1 |
0 |
||
143 |
Работа над
ошибками, допущенными в диктанте |
1 |
0 |
0 |
||
144 |
Резервный
урок по разделу развитие речи: Составление текста о своем любимом домашнем
питомце по вопросам |
1 |
0 |
0 |
||
145 |
Резервный
урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку с включением в
него диалога. Практикум по овладению
диалогической речью |
1 |
0 |
0 |
||
146 |
Текст-рассуждение |
1 |
0 |
0 |
||
147 |
Особенности текстов-рассуждений |
1 |
0 |
0 |
||
148 |
Предлог.
Отличие предлогов от приставок |
1 |
0 |
0 |
||
149 |
Наиболее
распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. |
1 |
0 |
0 |
||
150 |
Раздельное
написание предлогов с именами существительными |
1 |
0 |
0 |
||
151 |
Раздельное
написание предлогов с именами существительными: закрепление |
1 |
0 |
0 |
||
152 |
Части речи: обобщение. Тренинг |
1 |
0 |
0 |
||
153 |
Умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при
проведении парной и групповой работы |
1 |
0 |
0 |
||
154 |
Резервный
урок по разделу морфология: части речи. Тренинг |
1 |
0 |
0 |
||
155 |
Различение
текстов-описаний и текстов-повествований |
1 |
0 |
0 |
||
156 |
Резервный
урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы
"Предлоги" |
1 |
0 |
0 |
||
157 |
Части речи: систематизация знаний |
1 |
0 |
0 |
||
158 |
Резервный
урок по разделу морфология: роль имён существительных в тексте |
1 |
0 |
0 |
||
159 |
Резервный
урок по разделу морфология: роль глаголов в тексте |
1 |
0 |
0 |
||
160 |
Правописание
слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация |
1 |
0 |
0 |
||
161 |
Правописание
слов с орфограммами в значимых частях слов: обобщение |
1 |
0 |
0 |
||
162 |
Резервный
урок по разделу развитие речи: проверочная работа |
1 |
1 |
0 |
||
163 |
Резервный
урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Тренинг "Правописание имен собственных" с
использованием электронных образовательных ресурсов |
1 |
0 |
0 |
||
164 |
Резервный
урок по разделу орфография.Орфографическая зоркость как осознание места
возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием
суффиксов имён существительных; правописание парных по глухости-звонкости
согласны звуков в корне слова (с использованием электронных образовательных
ресурсов) |
1 |
0 |
0 |
||
165 |
Резервный
урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места
возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием
суффиксов имен прилагательных; правописание слов с разделительным мягким
знаком (с использованием электронных образовательных ресурсов) |
1 |
0 |
0 |
||
166 |
Резервный
урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места
возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием
приставок; правописание буквосочетаний с шипящими звуками (с использованием
электронных образовательных ресурсов) |
1 |
0 |
0 |
||
167 |
Резервный
урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности.
Контроль "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" с
использованием электронных образовательных ресурсов |
1 |
0 |
0 |
||
168 |
Резервный
урок по разделу орфография: проверочная работа |
1 |
1 |
0 |
||
169 |
Резервный
урок по разделу орфография: проверочная работа |
1 |
1 |
0 |
||
170 |
Контрольный диктант |
1 |
1 |
0 |
||
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
170 |
15 |
0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ