Русский язык 2 класс

Описание образовательной программы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌          Министерство образования и науки Республики Дагестан‌‌ 

‌   МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

"ПРОГИМНАЗИЯ "ЛАСТОЧКА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КИЗЛЯР"‌

 

                          МКОУ "ПРОГИМНАЗИЯ "ЛАСТОЧКА"

 

 

            

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

______________Ильясова Е.А.

Приказ № 1

«31. 08. 2023г.»

.

УТВЕРЖДАЮ

Директор «ПРОГИМНАЗИИ «ЛАСТОЧКА»

_______________Караева И.В.

Приказ № 1

«31. 08. 2023 г.»

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 2623969)

 

учебного предмета «Русский язык»

для обучающихся 1-4 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кизляр 2023- 2024г

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.

Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.

Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.

Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;

3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.

Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.

Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): во 2–4 классах – по 170 ч.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

 

Общие сведения о языке

Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.

Фонетика и графика

Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).

Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.

Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.

Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.

Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).

Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).

Использование знания алфавита при работе со словарями.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).

Орфоэпия[4]

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.

Лексика

Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.

Состав слова (морфемика)

Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).

Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).

Морфология

Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи.

Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в речи.

Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.

Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.

Синтаксис

Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).

Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение).

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.

Орфография и пунктуация

Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе).

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.

Правила правописания и их применение:

разделительный мягкий знак;

сочетания чт, щн, нч;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;

раздельное написание предлогов с именами существительными.

Развитие речи

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).

Поздравление и поздравительная открытка.

Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.

Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

гражданско-патриотического воспитания:

·        становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

·        осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

·        осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;

·        проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

·        первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

духовно-нравственного воспитания:

·        осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

·        признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

·        проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

·        неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

·        уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

·        стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

·        соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;

·        бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

·        осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

экологического воспитания:

·        бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

·        неприятие действий, приносящих вред природе;

ценности научного познания:

·        первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;

·        познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

·        сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;

·        объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

·        определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

·        находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

·        выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

·        устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

·        с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

·        сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

·        проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

·        формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

·        прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

·        выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

·        согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

·        распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

·        соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

·        анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

·        понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

·        воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

·        проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

·        признавать возможность существования разных точек зрения;

·        корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

·        строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

·        создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

·        готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­исследования, проектного задания;

·        подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

·        планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

·        выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

·        устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

·        корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

·        соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

·        находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

·        сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

·        формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

·        принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

·        проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

·        ответственно выполнять свою часть работы;

·        оценивать свой вклад в общий результат;

·        выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

1 КЛАСС

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

·        различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

·        вычленять звуки из слова;

·        различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах согласный звук [й’] и гласный звук [и]);

·        различать ударные и безударные гласные звуки;

·        различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

·        различать понятия «звук» и «буква»;

·        определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;

·        обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;

·        правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

·        писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

·        применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

·        правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;

·        писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3-5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

·        находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

·        понимать прослушанный текст;

·        читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

·        находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

·        составлять предложение из набора форм слов;

·        устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;

·        использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

 

2 КЛАСС

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:

·        осознавать язык как основное средство общения;

·        характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);

·        определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных);

·        устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;

·        обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;

·        находить однокоренные слова;

·        выделять в слове корень (простые случаи);

·        выделять в слове окончание;

·        выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);

·        распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;

·        распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие;

·        распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;

·        определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

·        находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

·        применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;

·        правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;

·        писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;

·        находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

·        пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;

·        строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

·        формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);

·        составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

·        определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

·        составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

·        писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы;

·        объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

 


 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Общие сведения о языке

 1

     

2

Фонетика и графика

 6

     

3

Лексика

 10

     

4

Состав слова

 14

     

5

Морфология

 19

     

6

Синтаксис

 8

     

7

Орфография и пунктуация

 50

 8

   

8

Развитие речи

 30

     

Резервное время

 32

 4

   

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 170

 12

 0

 


2 КЛАСС

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Дата изучения

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

 

Всего

 

Контрольные работы

 

Практические работы

 

1

Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира. Наша речь и наш язык

 1

 0

 0

   

2

Диалогическая форма речи

 1

 0

 0

   

3

Самостоятельная работа по разделу лексика: о происхождении слов

 1

 0

 0

   

4

Текст

 1

 0

 0

   

5

Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли

 1

 0

 0

   

6

Тема текста

 1

 0

 0

   

7

Основная мысль

 1

 0

 0

   

8

Заглавие текста

 1

 0

 0

   

9

Подбор заголовков к предложенным текстам

 1

 0

 0

   

10

Отработка умения подбирать заголовки к предложенным текстам. Отражение в заголовке темы или основной мысли текста

 1

 0

 0

   

11

Последовательность частей текста (абзацев). Абзац. Красная строка

 1

 0

 0

   

12

Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком предложений

 1

 0

 0

   

13

Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев

 1

 0

 0

   

14

Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком абзацев

 1

 0

 0

   

15

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. Тренинг

 1

 0

 0

   

16

Предложение как единица языка

 1

 0

 0

   

17

Предложение и слово

 1

 0

 0

   

18

Связь слов в предложении

 1

 0

 0

   

19

Виды предложений по цели высказывания

 1

 0

 0

   

20

Восклицательные и невосклицательные предложения

 1

 0

 0

   

21

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения

 1

 0

 0

   

22

Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение)

 1

 0

 0

   

23

Контрольная работа по разделу синтаксис: наблюдение за главными и второстепенными членами предложения

 1

 1

 0

   

24

Работа над ошибками по разделу синтаксис: установление связи слов в предложении

 1

 0

 0

   

25

Предложение: систематизация знаний

 1

 0

 0

   

26

Слово и его значение

 1

 0

 0

   

27

Значение слова в словаре. Уточняем значение слова самостоятельно, по тексту или с помощью толкового словаря

 1

 0

 0

   

28

Однозначные и многозначные слова

 1

 0

 0

   

29

Значение слова в словаре и тексте

 1

 0

 0

   

30

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова

 1

 0

 0

   

31

Синонимы

 1

 0

 0

   

32

Синонимы в тексте

 1

 0

 0

   

33

Антонимы

 1

 0

 0

   

34

Наблюдение за использованием антонимов

 1

 0

 0

   

35

Обобщение знаний по разделу «Лексика»

 1

 0

 0

   

36

Резервный урок по разделу лексика: проверочная работа

 1

 1

 0

   

37

Работа над ошибками по разделу лексика: работаем с толковым словарем

 1

 0

 0

   

38

Однокоренные (родственные) слова. Корень слова

 1

 0

 0

   

39

Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова

 1

 0

 0

   

40

Корень как часть слова

 1

 0

 0

   

41

Корень как общая часть родственных слов

 1

 0

 0

   

42

Корень слова: обобщение знаний

 1

 0

 0

   

43

Окончание как изменяемая часть слова

 1

 0

 0

   

44

Изменение формы слова с помощью окончания

 1

 0

 0

   

45

Различение изменяемых и неизменяемых слов

 1

 0

 0

   

46

Резервный урок по разделу состав слова: нулевое окончание (наблюдение)

 1

 0

 0

   

47

Суффикс как часть слова

 1

 0

 0

   

48

Приставка как часть слова (наблюдение)

 1

 0

 0

   

49

Роль суффиксов и приставок

 1

 0

 0

   

50

Состав слова: систематизация знаний

 1

 0

 0

   

51

Состав слова: обобщение

 1

 0

 0

   

52

Резервный урок по разделу состав слова: Тренинг. Нахождение однокоренных слов. Выделение корня

 1

 0

 0

   

53

Резервный урок по разделу состав слова: как образуются слова (наблюдение)

 1

 0

 0

   

54

Суффикс как часть слова: наблюдение за значением

 1

 0

 0

   

55

Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями

 1

 0

 0

   

56

Перенос слов по слогам

 1 Хочу такой сайт

 0

 0

   

57

Перенос слов по слогам: закрепление

 1

 0

 0

   

58

Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков

 1

 0

 0

   

59

Составление устного рассказа по репродукции картины З. Серебряковой "За обедом"

 1

 0

 0

   

60

Резервный урок по разделу фонетика: различаем звуки и буквы

 1

 0

 0

   

61

Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы

 1

 0

 0

   

62

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

 1

 0

 0

   

63

Единообразное написание гласных в корне

 1

 0

 0

   

64

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова

 1

 0

 0

   

65

Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова

 1

 0

 0

   

66

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне: закрепление

 1

 0

 0

   

67

Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в корне слова

 1

 1

 0

   

68

Непроверяемые гласные в корне слова

 1

 0

 0

   

69

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова

 1

 0

 0

   

70

Списывание текста. Словарный диктант

 1

 1

 0

   

71

Отработка правописания слов с орфограммами в значимых частях слов

 1

 0

 0

   

72

Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

 1

 0

 0

   

73

Знакомство с жанром поздравления

 1

 0

 0

   

74

Функции мягкого знака

 1

 0

 0

   

75

Резервный урок по разделу фонетика: учимся характеризовать звуки

 1

 0

 0

   

76

Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос при работе в паре (группе)

 1

 0

 0

   

77

Выбор языковых средств для выражения собственного мнения при работе в паре (группе)

 1

 0

 0

   

78

Повторение алгоритма списывания текста

 1

 1

 0

   

79

Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова)

 1

 1

 0

   

80

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

 1

 0

 0

   

81

Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Знаки препинания в конце предложения" с использованием электронных образовательных ресурсов

 1

 0

 0

   

82

Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Слог. Перенос слов" с использованием электронных образовательных ресурсов

 1

 0

 0

   

83

Резервный урок по разделу орфография: использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова

 1

 0

 0

   

84

Сочетания чк, чн, чт, щн, нч

 1

 0

 0

   

85

Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. при работе в паре (группе)

 1

 0

 0

   

86

Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением)

 1

 0

 0

   

87

Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу

 1

 0

 0

   

88

Диктант на изученные правила (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт)

 1

 1

 0

   

89

Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку на тему "День рождения"

 1

 0

 0

   

90

Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки

 1

 0

 0

   

91

Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова

 1

 0

 0

   

92

Обозначение парных по звонкости-глухости согласных в корне слова

 1

 0

 0

   

93

Способы проверки согласных в корне слова

 1

 0

 0

   

94

Отработка правописания слов с парным по глухости звонкости согласным в корне слова

 1

 0

 0

   

95

Учимся писать буквы согласных в корне слова

 1

 0

 0

   

96

Объяснительный диктант: учимся писать буквы согласных в корне слова

 1

 0

 0

   

97

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

 1

 0

 0

   

98

Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание парных по глухости-звонкости согласны хзвуков в корне слова" с использованием электронных образовательных ресурсов

 1

 0

 0

   

99

Списывание текста. Словарный диктант

 1

 1

 0

   

100

Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы

 1

 0

 0

   

101

Использование на письме разделительных ъ и ь

 1

 0

 0

   

102

Правописание слов с разделительным мягким знаком

 1

 0

 0

   

103

Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком

 1

 0

 0

   

104

Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами

 1

 0

 0

   

105

"Правописание слов с разделительным мягким знаком" с использованием электронных образовательных ресурсов

 1

 0

 0

   

106

Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов

 1

 0

 0

   

107

Списывание текста. Словарный диктант

 1

 1

 0

   

108

Имя существительное как часть речи

 1

 0

 0

   

109

Имя существительное: употребление в речи

 1

 0

 0

   

110

Имя существительное: значение

 1

 0

 0

   

111

Имя существительное : вопросы («кто?», «что?»)

 1

 0

 0

   

112

Употребление прописной и строчной буквы

 1

 0

 0

   

113

Составление устного рассказа по репродукции картины И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"

 1

 0

 0

   

114

Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных

 1

 0

 0

   

115

Прописная буква в именах собственных: географические названия

 1

 0

 0

   

116

Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и вопросы: составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам

 1

 0

 0

   

117

Имя существительное: изменение по числам

 1

 0

 0

   

118

Число имён существительных

 1

 0

 0

   

119

Резервный урок по разделу морфология: изменение по числам имен существительных

 1

 0

 0

   

120

Объяснительный диктант на изученные правила (орфограммы корня, прописная буква и др.)

 1

 0

 0

   

121

Глагол как часть речи

 1

 0

 0

   

122

Глагол: значение. Для чего нужны глаголы в нашей речи?

 1

 0

 0

   

123

Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.

 1

 0

 0

   

124

Единственное и множественное число глаголов

 1

 0

 0

   

125

Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста на тему пословицы

 1

 0

 0

   

126

Текст-повествование

 1

 0

 0

   

127

Особенности текстов-повествований

 1

 0

 0

   

128

Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-повествование. Составление текста-повествования на тему "Как приготовить салат"

 1

 0

 0

   

129

Обобщение знаний о глаголе

 1

 0

 0

   

130

Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы "Глагол"

 1

 0

 0

   

131

Диктант на изученные правила (орфограммы корня)

 1

 1

 0

   

132

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

 1

 0

 0

   

133

Имя прилагательное как часть речи

 1

 0

 0

   

134

Имя прилагательное: значение

 1

 0

 0

   

135

Обобщение знаний об имени прилагательном

 1

 0

 0

   

136

Резервный урок по разделу морфология: роль имён прилагательных в тексте. Единственное и множественное число имен прилагательных

 1

 0

 0

   

137

Связь имени прилагательного с именем существительным

 1

 0

 0

   

138

Текст-описание

 1

 0

 0

   

139

Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста (рассказа или сказки) на тему "Путешествие снежинки на землю"

 1

 0

 0

   

140

Особенности текстов-описаний

 1

 0

 0

   

141

Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-описание. Составление текста-описания натюрморта

 1

 0

 0

   

142

Диктант на изученные орфограммы в корне слова

 1

 1

 0

   

143

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

 1

 0

 0

   

144

Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам

 1

 0

 0

   

145

Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку с включением в него диалога. Практикум по овладению диалогической речью

 1

 0

 0

   

146

Текст-рассуждение

 1

 0

 0

   

147

Особенности текстов-рассуждений

 1

 0

 0

   

148

Предлог. Отличие предлогов от приставок

 1

 0

 0

   

149

Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.

 1

 0

 0

   

150

Раздельное написание предлогов с именами существительными

 1

 0

 0

   

151

Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление

 1

 0

 0

   

152

Части речи: обобщение. Тренинг

 1

 0

 0

   

153

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы

 1

 0

 0

   

154

Резервный урок по разделу морфология: части речи. Тренинг

 1

 0

 0

   

155

Различение текстов-описаний и текстов-повествований

 1

 0

 0

   

156

Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы "Предлоги"

 1

 0

 0

   

157

Части речи: систематизация знаний

 1

 0

 0

   

158

Резервный урок по разделу морфология: роль имён существительных в тексте

 1

 0

 0

   

159

Резервный урок по разделу морфология: роль глаголов в тексте

 1

 0

 0

   

160

Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация

 1

 0

 0

   

161

Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: обобщение

 1

 0

 0

   

162

Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа

 1

 1

 0

   

163

Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Тренинг "Правописание имен собственных" с использованием электронных образовательных ресурсов

 1

 0

 0

   

164

Резервный урок по разделу орфография.Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имён существительных; правописание парных по глухости-звонкости согласны звуков в корне слова (с использованием электронных образовательных ресурсов)

 1

 0

 0

   

165

Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имен прилагательных; правописание слов с разделительным мягким знаком (с использованием электронных образовательных ресурсов)

 1

 0

 0

   

166

Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием приставок; правописание буквосочетаний с шипящими звуками (с использованием электронных образовательных ресурсов)

 1

 0

 0

   

167

Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Контроль "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" с использованием электронных образовательных ресурсов

 1

 0

 0

   

168

Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа

 1

 1

 0

   

169

Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа

 1

 1

 0

   

170

Контрольный диктант

 1

 1

 0

   

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 170

 15

 0

 








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌‌​

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌‌​

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​‌‌


 
русский язык 2 класс (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».