Внеурочная деятельность "Театр"
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка.
2. Результаты освоения
курса внеурочной деятельности.
3. Содержание курса
внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
4. Тематическое
планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования (2009г). Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами курса в соответствии с целями
внеурочной деятельности, которые определены стандартом.
Цель:
-воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального
зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным
мнением, формирование у ребенка самореализации и самопроявления в общении и в
творчестве.
Задачи:
-формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
-развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
-развивать воображение, выразительность речи;
-пополнять словарный запас, образный строй речи;
-формировать способность строить диалог друг с другом;
-знакомить детей с терминологией театрального искусства;
-развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
-формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции,
позитивного и оптимистического отношения к жизни;
-развитие коммуникативной культуры детей.
МЕСТО КУРСА В ПЛАНЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» на изучение курса «Театральная студия «_?»
отводится в 1 классе - 1 час в неделю, во 2 классе -1 час в неделю, в 3 классе
-1 час в неделю, в 4 классе -1 час в неделю. Итого 135 часов.
Занятия проводятся по 35минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную
деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка
костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение
тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание
текстов, репетиции.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
-целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
-этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
-осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные -установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей;
-проводить сравнение и анализ поведения героя;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
-читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
-выразительному чтению;
-различать произведения по жанру;
-развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
-видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
-сочинять этюды по сказкам;
-умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение).
Дети должны уметь:
-выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
-построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с
завязкой, событием, развязкой;
-придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
-найти оправдание любой позе;
-развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
-рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
-рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы,
предметов;
-двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
-построить этюд в паре с любым партнером;
-объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его
выполнение;
-поддержать диалог с партнером;
-описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного
произведения),уметь дать истолкование этим эмоциям;
-описать собственные эмоции;
-интерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его
пластике, поступкам;
-удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не
связанных (до 12);
-запомнить:
·
свои места в течение 3-4 передвижений;
·
расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное
положение после перемены их места педагогом;
·
текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе
выполнения упражнения;
·
знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5
русских народных
·
сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран,
рассказать 5-10 стихотворений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(с указанием форм
организации и видов деятельности)
1-4 классы
Раздел 1. « В начале было слово…»
Слушание, чтение и рассказывание сказок. Виды говорения: диалог и
монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие «общение»,
говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на
дыхание и правильную артикуляцию. Сочинение небольших сказок и
рассказов. Логика речи. Составление коротких рассказов. Стихи.
Подбор простейших рифм. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. Игры со
словами. Интонация речи. Выражение основных чувств.
Формы организации и виды деятельности: беседа, игра, работа в
малых группах
Раздел 2. Сценические действия и театральные игры
Групповые сюжетно-ролевые игры. Элементы сценического действия.
Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды
как сценические действия. Умение ориентироваться и размещаться на
сцене. Построение диалога с напарником по заданной теме. Как заучить роль
своего героя. Отработка дикции и чёткого произношения
слов. Запоминание заданных поз и умение образно их
передавать. Создание образов с помощью выразительных движений.
Формы организации и виды деятельности: упражнения, игры, этюды как
сценические действия, актёрский тренинг.
Раздел 3. Основы театральной культуры
Что такое театр? Виды театров. Рождение театра в России. Искусство
скоморохов. Знакомство с видами кукольных театров. Театральное здание.
Какой жизнью живет театр? Театральный билет. Зрительный зал. Мир
кулис. Театральная афиша, театральная программка. История театральных афиш
и театральных программок. Виды театрального искусства. Театральные профессии.
Игра актёров. Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
Спектакль – результат творческого труда многих людей. Посещение и просмотр
спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.
Формы организации и виды деятельности: беседа, экскурсия,
посещение спектакля, иллюстрирование, мастерская образа.
Раздел 4. «Мы - актеры». Постановка спектаклей
Прочтение произведения, определение сюжетной линии. У каждого
театра своя история. Выбор и распределение ролей. Работа над отдельными
эпизодами. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Создание
декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей
пьесы. Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. Посещение
Филармонии.
Формы организации и виды деятельности: инсценирование, работа в малых
группах, постановка спектакля, выступление.
Раздел 5. «Мы кукловоды» -постановка кукольных спектаклей
Знакомство с видами кукольных театров. Посещение кукольного
театра. Просмотр кукольных спектаклей с последующим обсуждением.
Создание пальчиковых кукол. Проигрывание реальных и вымышленных сюжетов.
Создание настольного театра. Конусные и варежковые куклы. Посещение
кукольного театра. Кукольный театр из-за ширмы. Верховые куклы. Обучение
вождению верховых кукол. Создание реквизита для кукольного театра: ширма,
куклы, декорации. Распределение ролей, проигрывание отдельных сюжетов.
Итоговое занятие. Спектакль « ? ».
Формы организации и виды деятельности: беседа, экскурсия, посещение спектакля,
иллюстрирование, мастерская образа.