Внеурочная деятельность "Шахматы"
Аннотация
В условиях реализации
новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция
обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших
школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы в начальной школе
положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и
таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и
методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая
способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные
качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими
умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно
справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится
деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не
только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют
достижению комплекса личных и метапредметных результатов.
Программа разработана в
соответствии с программой:
- И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы –
школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.)
Цели программы:
· способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей,
· реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Задачи курса:
·
совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.
·
формирование
эстетического отношения к красоте окружающего мира;
·
развитие умения
контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;
·
формирование чувства
радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
·
умение осознанно
решать творческие задачи; стремиться
к самореализации
Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год). В Учебном плане прогимназии на шахматы отводится во 2 – 4 классах по 1 часу в неделю – по 34ч за год.
Режим занятий
обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на
обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю
по 35- 45 минут.
Основные формы работы
на занятии: индивидуальные, групповые и
коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия
включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок
и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний
обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.