Окружающий мир 3 класс
Описание образовательной программы
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казенное
образовательное учреждение городского округа "город Кизляр"
МКОУ "ПРОГИМНАЗИЯ "ЛАСТОЧКА"
|
СОГЛАСОВАНО Зам.
директора по УВР ________________________
Ильясова Е.А. |
УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________
Караева И.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 924378)
учебного предмета «Окружающий мир»
для
обучающихся 3 «Б» класса
г.
Кизляр 2023-2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание»
(«Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному
предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и
задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные
линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по
окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на
уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне
начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и
федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего
знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём,
соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
·
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по
окружающему миру;
·
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
·
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
·
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
·
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
·
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
·
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта
эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими
нормами поведения;
·
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания
и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли
человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и
познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание,
усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и
безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть
результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему
миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
·
раскрытие роли человека в природе и обществе;
·
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на
изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в
каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4
класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и
общество
Общество как совокупность людей, которые
объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во
имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и
своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к
культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам
России.
Семья – коллектив близких, родных людей.
Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме.
Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями
здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества.
Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России.
Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и
культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и
природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки
и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем
мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела,
жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями,
газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её
состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях.
Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного
цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений.
Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни
растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация
изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного
цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных
(рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе
наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных;
животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на
природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление
о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты
пульса.
Правила
безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность
(утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части,
безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных
объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки
безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного,
водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в
аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки
безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной
сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита
персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную
сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе
способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые
логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
·
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение
животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе
результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать
выводы;
·
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и
условиями жизни животного;
·
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные
признаки и отношения между объектами и явлениями;
·
моделировать цепи питания в природном сообществе;
·
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить
историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с
информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
·
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и
интересную информацию о природе нашей планеты;
·
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить
на карте нашу страну, столицу, свой регион;
·
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными
объектами;
·
находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах,
таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в
условиях контролируемого входа);
·
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные
универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
·
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным
миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром
природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное
сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной
жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные
ситуации, предвидение).
·
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
·
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения
объектов природы;
·
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств
природы;
·
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого
организма;
·
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в
пределах изученного).
Регулятивные
универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
·
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия
(при небольшой помощи учителя);
·
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная
деятельность способствует формированию умений:
·
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
·
оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на
советы и замечания в свой адрес;
·
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого
человека иметь собственное суждение, мнение;
·
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир»
на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения
предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
·
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
·
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
·
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
·
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
·
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав
и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
·
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
·
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
·
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
·
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
·
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
·
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде
(в том числе информационной);
·
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
·
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
·
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей
вред.
Ценности научного познания:
·
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования
и саморазвития;
·
проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
·
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
·
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве);
·
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
·
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
·
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
·
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
·
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
·
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
·
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
·
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
·
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
·
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты
и др.);
·
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть –
целое, причина – следствие);
·
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
·
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
·
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;
·
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
·
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
·
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
·
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
·
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
·
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
·
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
·
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
·
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
·
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
·
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
·
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
·
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
·
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
·
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
·
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
·
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
·
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
·
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
·
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для
здоровья и жизни.
·
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку
с оценкой учителя;
·
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
·
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
·
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
·
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
·
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
·
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
·
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб,
флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
·
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
·
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой
историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства;
проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
·
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
·
различать расходы и доходы семейного бюджета;
·
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
·
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
·
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;
·
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой
природы;
·
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
·
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска
и извлечения информации, ответов на вопросы;
·
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
·
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
·
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями
(презентацией);
·
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного
и авиатранспорта;
·
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
·
соблюдать основы профилактики заболеваний;
·
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
·
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
·
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
·
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
3 КЛАСС
№ п/п |
Наименование
разделов и тем программы |
Количество часов |
Электронные
(цифровые) образовательные ресурсы |
||
Всего |
Контрольные
работы |
Практические
работы |
|||
Раздел 1. Человек и общество |
|||||
1.1 |
Наша родина - Российская Федерация |
14 |
1 |
0 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
1.2 |
Семья - коллектив близких. Родных людей. |
2 |
0 |
0 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
1.3 |
Страны и народы мира. |
4 |
0 |
0 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу |
20 |
||||
Раздел 2. Человек и природа |
|||||
2.1 |
Методы изучения природы. Разнообразие
веществ в окружающем мире. |
11 |
1 |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.2 |
Бактерии, грибы и их разнообразие |
2 |
0 |
0 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.3 |
Разнообразие растений |
7 |
0 |
0 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.4 |
Разнообразие животных |
7 |
0 |
0 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.5 |
Природные сообщества |
3 |
0 |
0 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2.6 |
Человек - часть природы |
5 |
0 |
0 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу |
35 |
||||
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности |
|||||
3.1 |
Здоровый образ жизни |
2 |
1 |
0 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
3.2 |
Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность
в сети Интернет |
5 |
0 |
0 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого по разделу |
7 |
||||
Резервное время |
6 |
1 |
1 |
||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
4 |
2 |
3 КЛАСС
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Электронные
цифровые образовательные ресурсы |
||
Всего |
Контрольные
работы |
Практические
работы |
||||
1 |
Безопасная информационная среда |
1 |
0 |
0 |
01.09 |
|
2 |
Методы изучения природы: наблюдения,
сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света:
картины природы |
1 |
0 |
0 |
06.09 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162 |
3 |
Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые
существа |
1 |
0 |
0 |
08.09 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f9fc |
4 |
Естественные природные сообщества: лес,
луг, водоём |
1 |
0 |
0 |
13.09 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ff74 |
5 |
Искусственные природные сообщества,
созданные человеком - пруд, поле, парк, огород |
1 |
0 |
0 |
20.09 |
|
6 |
Природные сообщества родного края – два-три
примера на основе наблюдения |
1 |
0 |
0 |
22.09 |
|
7 |
Культура, традиции народов России. Уважение
к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа |
1 |
0 |
0 |
27.09 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330e |
8 |
Что такое общество? |
1 |
0 |
0 |
29.09 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa |
9 |
Наша Родина - Российская Федерация
Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России |
1 |
0 |
0 |
04.10 |
|
10 |
Родной край – малая родина. Российская
Федерация |
1 |
0 |
0 |
06.10 |
|
11 |
Условия, необходимые для жизни животных:
воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов
наблюдений и работы с информацией |
1 |
0 |
0 |
11.10 |
|
12 |
Труд жителей региона. Профессии, связанные
с трудом в учреждениях образования и культуры |
1 |
0 |
0 |
13.10 |
|
13 |
Твёрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов |
1 |
0 |
0 |
18.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c7ca |
14 |
Разнообразие веществ в природе. Примеры
веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая
характеристика |
1 |
0 |
0 |
20.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392 |
15 |
Воздух как смесь газов. Значение воздуха
для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха |
1 |
0 |
0 |
25.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328 |
16 |
Вода как вещество. Определение свойств воды
в ходе практической работы |
1 |
0 |
1 |
27.10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cb62 |
17 |
Распространение воды в природе: водоёмы,
реки. Круговорот воды
в природе |
1 |
0 |
0 |
08.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78 |
18 |
Значение воды для жизни живых организмов и
хозяйственной деятельности людей. Охрана воды |
1 |
0 |
0 |
10.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a |
19 |
Почва, её состав. Значение для живой
природы |
1 |
0 |
0 |
15.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840da26 |
20 |
Разнообразие растений: зависимость внешнего
вида от условий и места обитания |
1 |
0 |
0 |
17.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840df26 |
21 |
Растения родного края: названия и краткая
характеристика (на основе наблюдения) |
1 |
0 |
0 |
22.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e0de |
22 |
Растение как живой организм |
1 |
0 |
0 |
24.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282 |
23 |
Как растения размножаются? |
1 |
0 |
0 |
29.11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c |
24 |
Развитие растения от семени до семени (по
результатам практических работ) |
1 |
0 |
1 |
01.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6 |
25 |
Условия роста и развития растения (по
результатам наблюдений). Бережное отношение человека к растениям |
1 |
0 |
0 |
06.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e |
26 |
Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных |
1 |
0 |
0 |
08.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 |
27 |
Особенности питания животных. Цепи питания |
1 |
0 |
0 |
13.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 |
28 |
Размножение и развитие рыб, птиц, зверей |
1 |
0 |
0 |
15.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2 |
29 |
Роль животных в природе и жизни людей |
1 |
0 |
0 |
20.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90 |
30 |
Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России |
1 |
0 |
0 |
22.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a |
31 |
Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика |
1 |
0 |
0 |
27.12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4 |
32 |
Резервный урок. Проверочная работа по теме
"Многообразие растений и животных" |
1 |
1 |
0 |
29.12 |
|
33 |
Разнообразие грибов: узнавание, называние,
описание |
1 |
0 |
0 |
10.01 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240 |
34 |
Общее представление о строении организма
человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека |
1 |
0 |
0 |
12.01 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba |
35 |
Резервный урок. Органы чувств их роль в
жизни человека |
1 |
0 |
0 |
17.01 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410f78 |
36 |
Опорно-двигательная система и её роль в
жизни человека |
1 |
0 |
0 |
19.01 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6 |
37 |
Пищеварительная система и её роль в жизни
человека |
1 |
0 |
0 |
24.01 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4 |
38 |
Дыхательная система и её роль в жизни
человека |
1 |
0 |
0 |
26.01 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0 |
39 |
Кровеносная и нервная система и их роль в
жизни человека |
1 |
0 |
0 |
31.01 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654 |
40 |
Профилактика заболеваний. Роль закаливания
для здоровья растущего организма |
1 |
0 |
0 |
02.02 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a |
41 |
Роль двигательной активности: утренней
гимнастики, динамических пауз |
1 |
0 |
0 |
07.02 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910 |
42 |
Резервный урок. Проверочная работа по теме
"Человек - часть природы. Строение тела человека" |
1 |
0 |
09.02 |
||
43 |
Знаки безопасности во дворе жилого
дома.Безопасность в доме |
1 |
0 |
0 |
14.02 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90 |
44 |
Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта. Знаки безопасности |
1 |
0 |
0 |
16.02 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8 |
45 |
Безопасное поведение пассажира авиа и
водного транспорта |
1 |
0 |
0 |
21.02 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c |
46 |
Соблюдение правил перемещения внутри двора
и пересечения дворовой проезжей части. Знаки безопасности во дворе
жилого дома |
1 |
0 |
0 |
28.02 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6 |
47 |
Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме |
1 |
0 |
0 |
01.03 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0 |
48 |
Значение труда в жизни человека и общества.
Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России |
1 |
0 |
0 |
06.03 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841254e |
49 |
Горная порода как соединение разных
минералов. Примеры
минералов |
1 |
0 |
0 |
13.03 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706 |
50 |
Полезные ископаемые – богатство земных недр |
1 |
0 |
0 |
15.03 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896 |
51 |
Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона |
1 |
0 |
0 |
20.03 |
|
52 |
Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности |
1 |
0 |
0 |
03.04 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c |
53 |
Труд жителей региона. Профессии, связанные
с трудом на производстве, в сельском хозяйстве |
1 |
0 |
0 |
05.04 |
|
54 |
Резервный урок. Семья: традиции, праздники.
Государственный
бюджет |
1 |
0 |
0 |
10.04 |
|
55 |
Семья – первый и главный коллектив в жизни
человека Повседневные заботы семьи |
1 |
0 |
0 |
12.04 |
|
56 |
Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и
расходы семьи |
1 |
0 |
0 |
17.04 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4 |
57 |
Города Золотого кольца России: Сергиев
Посад, Переславль-Залесский |
1 |
0 |
0 |
19.04 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c |
58 |
Города Золотого кольца России: Ростов,
Углич, Ярославль |
1 |
0 |
0 |
24.04 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30 |
59 |
Памятники природы и культуры стран Европы
(по выбору) |
1 |
0 |
0 |
26.04 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba |
60 |
Памятники природы и культуры Белоруссии (по
выбору) |
1 |
0 |
0 |
03.05 |
|
61 |
Памятники природы и культуры Китая (по
выбору) |
1 |
0 |
0 |
08.05 |
|
62 |
Памятники природы и культуры стран Азии (по
выбору) |
1 |
0 |
0 |
15.05 |
|
63 |
Уникальные памятники культуры России:
Красная площадь, Кремль |
1 |
0 |
0 |
17.05 |
|
64 |
Уникальные памятники культуры России:
исторический центр Санкт-Петербурга |
1 |
0 |
0 |
22.05 |
|
65 |
Уникальные памятники культуры России: Кижи,
памятники Великого Новгорода |
1 |
0 |
0 |
24.05 |
|
66 |
Достопримечательности родного края:
памятники природы и культуры региона |
1 |
0 |
0 |
29.05 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e |
67 |
Резервный урок. Проверочная работа по теме
"Наша Родина - Российская Федерация" |
1 |
1 |
0 |
31.05 |
|
68 |
Резервный урок. Проверочная работа по
итогам обучения в 3 классе |
1 |
1 |
0 |
||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
4 |
2 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ_________________________________________
№ |
Тема урока (раздела) |
Кол-во часов |
Примечания |
Дата |
|
план |
фактически |
||||
Как устроен
мир 7 ч |
|||||
1. |
Природа. Ценность природы для
людей. |
1 |
|
01.09.22 |
|
2. |
Человек. |
1 |
|
07.09.22 |
|
3. |
Наши проекты «Богатства, отданные
людям» |
1 |
|
08.09.22 |
|
4. |
Общество |
1 |
|
14.09.22 |
|
5 |
Что такое экология |
1 |
|
15.09.22 |
|
6 |
Природа в опасности! Охрана
природы |
1 |
|
21.09.22 |
|
7 |
Обобщение знаний по теме «Как
устроен мир». |
1 |
|
22.09.22 |
|
Эта
удивительная природа 19 ч |
|||||
8 |
Тела, вещества, частицы |
1 |
|
28.09.22 |
|
9 |
Разнообразие веществ |
1 |
|
29.09.22 |
|
10 |
Воздух и его охрана. |
1 |
|
05.10.22 |
|
11 |
Вода |
1 |
|
06.10.22 |
|
12 |
Превращения и круговорот воды |
1 |
|
12.10.22 |
|
13 |
Берегите воду! |
1 |
|
13.10.22 |
|
14 |
Что такое почва? |
1 |
|
19.10.22 |
|
15 |
Разнообразие растений |
1 |
|
20.10.22 |
|
16 |
Солнце, растения и мы с вами |
1 |
|
26.10.22 |
|
17 |
Размножение и развитие растений |
1 |
|
27.10.22 |
|
18 |
Охрана растений |
1 |
|
10.11.22 |
|
19 |
Разнообразие животных |
1 |
|
16.11.22 |
|
20 |
Кто что ест. |
1 |
|
17.11.22 |
|
21 |
Наши проекты «Разнообразие
природы родного края» |
1 |
|
23.11.22 |
|
22 |
Размножение и развитие животных |
1 |
|
24.11.22 |
|
23 |
Охрана животных |
1 |
|
30.11.22 |
|
24 |
В царстве грибов |
1 |
|
01.12.22 |
|
25 |
Великий круговорот жизни |
1 |
|
07.12.22 |
|
26 |
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная
природа». |
1 |
|
08.12.22 |
|
Мы и наше здоровье
10 ч |
|||||
27 |
Организм человека |
1 |
|
14.12.22 |
|
28 |
Органы чувств. |
1 |
|
15.12.22 |
|
29 |
Надежная защита организма |
1 |
|
21.12.22 |
|
30 |
Опора тела и движение |
1 |
|
22.12.22 |
|
31 |
Наше питание |
1 |
|
28.12.22 |
|
32 |
Наши проекты «Школа кулинаров» |
1 |
|
29.12.22 |
|
33 |
Дыхание и кровообращение |
1 |
|
11.01.23 |
|
34 |
Умей предупреждать болезни |
1 |
|
12.01.23 |
|
35 |
Здоровый образ жизни. |
1 |
|
18.01.23 |
|
36 |
Обобщение знаний по теме «Мы и
наше здоровье». |
1 |
|
19.01.23 |
|
Наша
безопасность 8 ч |
|||||
37 |
Огонь, вода и газ |
1 |
|
25.01.23 |
|
38 |
Чтобы путь был счастливым |
1 |
|
26.01.23 |
|
39 |
Дорожные знаки |
1 |
|
01.02.23 |
|
40 |
Наши проекты «Кто нас защищает» |
1 |
|
02.02.23 |
|
41 |
Опасные места |
1 |
|
08.02.23 |
|
42 |
Природа и наша безопасность. |
1 |
|
09.02.23 |
|
43 |
Экологическая безопасность |
1 |
|
15.02.23 |
|
44 |
Обобщение знаний по теме «Наша
безопасность». |
1 |
|
16.02.23 |
|
Чему учит
экономика 12 ч |
|||||
45 |
Для чего нужна экономика? |
1 |
|
22.02.23 |
|
46 |
Природные богатства и труд людей – основа
экономики. |
1 |
|
01.03.23 |
|
47 |
Полезные ископаемые |
1 |
|
02.03.23 |
|
48 |
Растениеводство |
1 |
|
09.03.23 |
|
49 |
Животноводство |
1 |
|
15.03.23 |
|
50 |
Какая бывает промышленность? |
1 |
|
16.03.23 |
|
51 |
Наши проекты «Экономика родного края» |
1 |
|
22.03.23 |
|
52 |
Что такое деньги? |
1 |
|
05.04.23 |
|
53 |
Государственный бюджет |
1 |
|
06.04.23 |
|
54 |
Семейный бюджет |
1 |
|
12.04.23 |
|
55 |
Экономика и экология |
1 |
|
13.04.23 |
|
56 |
Обобщение знаний по теме «Чему
учит экономика». |
1 |
|
19.04.23 |
|
Путешествие
по городам и странам 12 ч |
|||||
57, 58,59 |
Золотое кольцо России |
3 |
|
20.04.23 26.04.23 27.04.23 |
|
60 |
Наши проекты «Музей путешествий» |
1 |
|
03.05.23 |
|
61 |
Наши ближайшие соседи |
1 |
|
04.05.23 |
|
62 |
На севере Европы |
1 |
|
10.05.23 |
|
63 |
Что такое Бенилюкс |
1 |
|
11.05.23 |
|
64 |
В центре Европы |
1 |
|
17.05.23 |
|
65 |
По Франции и Великобритании |
1 |
|
18.05.23 |
|
66 |
На юге Европы |
1 |
|
24.05.23 |
|
67 |
По знаменитым местам мира |
1 |
|
25.05.23 |
|
|
|||||
68 |
Обобщение знаний по теме
«Путешествие по городам и странам». |
1 |
|
31.05.23 |