Программа развития МКОУ "ПРОГИМНАЗИЯ "ЛАСТОЧКА".
Описание образовательной программы
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
______________ И.В.Караева
Приказ № ___ от «_____» _______2020 г.
Программа
развития
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
И
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
на 2020-2025 годы
Кизляр
2020 г.
Краткая аннотация:
Программа развития разработана
педагогическим коллективом МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» и рассчитана на 5 лет.
В ней отражены и определены тенденции изменения, главные проблемы и задачи,
представлены концептуальные направления развития, меры по совершенствованию
содержания и организации образовательного процесса, управления Прогимназией на
основе инновационных процессов.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
I.
Информационный паспорт МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» ... стр. 3
II.
Проблемный анализ деятельности МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»:
1.
Краткие сведения о МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
- стр. 3
2.
Социум и социальный заказ
стр. 4
3.
Управленческая деятельность
- стр. 5
4.
Кадровое обеспечение УВП в МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» - стр. 6
5.
Материально-техническая база
- стр. 6
6.
Обеспечение техники безопасности, охраны труда и
санитарно-гигиенического режима - стр. 7
7.
Сохранение здоровья участников образовательного
процесса - стр. 7
8.
Инновационные процессы
в МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ
«ЛАСТОЧКА» - стр. 9
9.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса - стр. 13
10. Организация
дополнительного образования - стр. 13
11. Воспитательная
работа МКОУ
«ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»- стр. 14
12. Конкурентные
преимущества МКОУ
«ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»- стр. 16
13. Проблемы,
вытекающие из анализа деятельности МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» – стр. 16
II.
Формирование концепции развития. Разработка стратегии, целей
и задач МКОУ
«ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»:
1.
Нормативная база для разработки программы развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» - стр. 17
2.
Цель и основные задачи программы развития - стр. 17
3.
Основная идея концепции и обоснование её актуальности – стр.
17
4.
Основные приоритеты развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» – стр. 18
5.
Цели образования на основании концепции развития – стр. 18
6.
Структура модулей образования – стр. 19
7.
Направления развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» и основные положения концепции –
стр. 20
8.
Задачи развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» – стр. 21
III.
Управление реализацией программы развития: стр.21
1.
План поэтапной реализации задач развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» - стр. 21
2.
Идеи реализации программы развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ
«ЛАСТОЧКА» - стр. 22
3.
Реализация стратегических задач развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» – стр. 24
4.
Подходы к тактике реализации стратегических задач МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» – стр. 25
5.
Ожидаемые результаты развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»– стр. 28
I. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ
МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
1.1.Полное
наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРОГИМНАЗИЯ "ЛАСТОЧКА»
1.2.
Юридический адрес:
Республика
Дагестан, г. Кизляр, ул. Грозненская, 114
1.3.
Фактический адрес:
Республика
Дагестан, г. Кизляр, ул. Грозненская, 114
Телефон:2-32-43
1.4.
Адрес электронной почты: karaeva_70@mail.ru
Адрес
сайта: https://progi.dagestanschool.ru/
https://progi-sh.dagestanschool.ru
1.5.
Имеющиеся действующие лицензии на образовательную деятельность.
Реализуемые образовательные программы |
Серия, № |
Дата выдачи |
Срок окончания действия лицензии |
Кем выдана |
Образовательная
программа дошкольного образования |
Серия
05Л01 №
0000507 |
28.12.2011г. |
бессрочно |
Министерство
образования и науки Республики Дагестан |
Образовательная
программа начального общего образования |
1.6.
Имеющееся действующее свидетельство о
государственной аккредитации
Документ |
Серия,
№ |
Дата выдачи |
Срок
окончания действия лицензии |
Кем
выдана |
Свидетельство
о государственной аккредитации |
ОП 017046 |
30.12.11г. |
бессрочно |
Министерство
образования и науки Республики Дагестан |
1.7.
Количество обучающихся на 01.09.2020 г.: дошкольная ступень– 187 человек,
ступень начальной школы – 184 человека.
1.8.
Численность педагогического персонала: 29 человек.
1.9.
Численность управленческого персонала (администрации): 6 человек.
1.10.
Численность учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала: 31 человек.
II. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МКОУ
«ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
1. Краткие сведения о Прогимназии
В 1985 году 17июня было открыто
образовательное учреждение ясли-сад NЗ «Ласточка» «Кизляррисводстрой» улица
Грозненская 114».
В
нём функционировали 7 групп дошкольного возраста и 6 групп ясельного возраста.
Возглавила коллектив ясли-сад N3 педагог Прохорец Людмила Николаевна.
На
основании приказа N63 по Кизлярскому ГОРОНО от 12.09.1994 ясли-садN 3 «Ласточка»
трест «Кизляррисводстрой» передано Кизлярскому ГОРОНО и переименовано ясли-сад
№13 «Ласточка».
В
мае 1995 на совете в ГОРОНО был вынесен на обсуждение проект утверждённый приказом
Министра образования и науки Российской Федерации « Об открытии инновационных
образовательных учреждений».
Начальником ГОРОНО, Кравцовым Анатолием Ивановичем, было принято решение об открытии
педагогического комплекса «Детский сад - начальная школа на базе ясли-сад
N13 «Ласточка».
В
2001 году образовательному учреждению был присвоен статус инновационного учреждения
прогимназия «Ласточка».
Это
было первое и единственное в городе инновационное образовательное учреждение такого
типа.
В 2010 году МОУ
прогимназия «Ласточка» стало одним из лучших образовательных учреждений года.
Коллектив постоянно работает над повышением профессионального уровня,
знакомится с новыми технологиями, литературой, опытом педагогов - новаторов. В
своей работе педагоги используют элементы развивающей программы Л.В.Занкова, проблемно-диалогического
обучения программы «Школа 2100», деятельностного подхода программы «Школа 2000»
Л.Г. Петерсон.
В
образовательном учреждении функционируют:
5
групп дошкольного возраста;
8
классов - комплектов;
4
группы продлённого дня;
1
кабинет английского языка;
1
музыкальный зал;
1 спортивный
зал;
1
библиотека;
1
студия ИЗО деятельности;
1
студия театрализации;
1
кабинет психологической разгрузки;
В
процессе работы прогимназии целенаправленно выстраиваются системы преемственности
между дошкольной и начальной ступенями образования. Что придает педагогическому
процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
2. Социум и социальный заказ
МКОУ
«ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» расположена
на окраине города Кизляра. Близлежащей школой является МКОУ СОШ № 9. Состав
семей обучающихся неоднороден. В начальной школе обучаются дети служащих,
рабочих, предпринимателей.
МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА», решая проблему
социального заказа на образовательные услуги, учитывает потребности родителей,
обучающихся, социума. Учитывая это в первую очередь, образовательное учреждение
готовит своих выпускников к деятельности в изменяющемся мире.
Существуют
структуры, выступающие по отношению к МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» с заказом:
Государство хочет, чтобы образовательное учреждение создавало
условия для развития свободной, деятельной, мыслящей, социально-адаптированной
личности, получившей качественное образование и обладающей гражданской
ответственностью.
Макросоциум желает, чтобы МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» выпускала
воспитанную личность, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей,
считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, уважающую
права личности и собственности.
Микросоциум хочет видеть в МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» образовательное учреждение, основанное
на сочетании осознанной дисциплины, разумной требовательности к детям с
уважением прав ребёнка, отвечающее
санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям, обеспечивающее физический и
душевный комфорт.
Родители желают, чтобы Прогимназия:
-
обеспечила
ребёнку максимально благоприятные условия для умственного, интеллектуального,
нравственного, физического и эстетического развития – 85%;
-
дала возможность
для получения ребёнком дошкольного и начального общего образования в соответствии
с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов - 98%;
-
создала все
условия для реализации творческого и интеллектуального потенциала ребёнка –
79%;
-
помогла раскрыть
способности ребёнка в раннем возрасте, сформировала желание и умение учиться,
обеспечила прочную учебную базу – 78%.
Обучающиеся хотят,
чтобы:
-
в школе было
интересно учиться – 100%;
-
к ним относились
с уважением – 85%;
-
в них видели
личность – 75%;
-
у них были успехи
в учёбе – 100%.
Исходя из этого, для достижения новых целей
педагогический коллектив МКОУ Прогимназии «Ласточка» выбирает основным
направлением своей работы личностно-ориентированный подход к
учебно-воспитательному процессу.
3. Управленческая деятельность
Будучи открытой образовательной системой, управленческая
деятельность в МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» основывается на принципе диалектики
единоналичия и коллегиальности в управлении. В ОУ успешно функционируют такие
формы организации, управления и контроля за учебно-воспитательным процессом как
Совет Прогимназии, педагогический совет, родительский комитет, совещания при директоре,
собрания трудового коллектива и др.
Анкетирование учащихся и родителей говорит о том, что
подавляющее большинство опрошенных положительно оценивают деятельность
педагогического коллектива МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА». Анкета «Школа глазами
родителей» позволяет определить отношение родителей к образовательному
учреждению. В ней предлагаются вопросы, касающиеся организации
учебно-воспитательного процесса и дополнительного образования.
Результаты обследования, проведённого в 2020 году:
№ п/п |
Вопросы анкеты |
% положит. ответов от макс. кол-ва баллов |
1.
|
Удовлетворяет ли Вас качество
преподавания в Прогимназии? |
95% |
2.
|
Чувствуете ли Вы, что Ваш ребенок
любит Прогимназию? |
92% |
3.
|
Удовлетворяют ли Вас педагоги,
работающие с Вашим ребенком? |
91% |
4.
|
Устраивает ли Вас администрация
Прогимназии? |
89% |
5.
|
Чувствуете ли Вы себя желанным
гостем в Прогимназии? |
85% |
6.
|
Удовлетворены ли Вы качеством
информирования Вас об успехах в учёбе и поведении Вашего ребенка? |
98% |
7.
|
Имеете ли Вы право голоса в
Прогимназии? |
88% |
8.
|
Довольны ли Вы программой
дополнительного образования, предложенной Прогимназией? |
95% |
9.
|
Удовлетворены ли Вы санитарным
состоянием Прогимназии? |
93% |
10.
|
Удовлетворены ли Вы работой
классного руководителя Вашего ребенка? |
96% |
11.
|
Устраивает ли Вас работа
библиотеки? |
73% |
12.
|
Устраивает ли Вас работа школьной
столовой? |
85% |
Средний показатель позитивности равен 90% от
максимального количества баллов. Результаты анкетирования позволяют сделать
вывод о стабильно позитивном отношении родителей к МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА».
Ежегодно учащиеся МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
принимают участие в предметных городских олимпиадах, научно-практической
конференции и занимают призовые места.
Наличие в МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» органов
государственно-общественного управления:
№ п./п. |
Показатели |
да
/ нет |
1 |
Наличие
Совета ОУ |
да |
2 |
Наличие
попечительского Совета ОУ |
нет |
3 |
Наличие
детских общественных организаций |
да |
4. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного
процесса в МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
На начало
2020-2021 учебного года анализ уровня образования педагогов показывает, что 38%
педагогов имеют высшее педагогическое образование, 62% – среднее профессиональное
педагогическое образование.
По уровню
квалификации педагоги МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» распределяются следующим
образом: 1 КК – 21%; 2 КК – 33 %; н\а – 17%; молодые специалисты – 29%.
Проблема
качественной методической подготовки педагогов Прогимназии решается через
работу МО учителей начальных классов и воспитателей дошкольных групп,
творческих групп воспитателей ГПД, учителей английского языка, физкультуры,
творческих лабораторий искусства и музыки, информационно-коммуникационных
технологий.
Педагоги Прогимназии
систематически повышают свою квалификацию проходя курсы в г. Махачкала. В
основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика профессиональной
деятельности педагогов, которая помогает оценивать не только фактический
уровень профессиональной подготовки каждого учителя и воспитателя, но и выявить
профессиональные запросы, потребности, а
уже на их основе определить цели работы с педагогическими кадрами,
выбрать адекватные формы ее проведения.
За каждым специалистом
Прогимназии закреплены конкретные функции:
- психолого-педагогическое и логопедическое
сопровождение развития ребёнка (педагог-психолог, логопед);
- занятия на дошкольной ступени (воспитатели,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги
дополнительного образования);
- классно-урочные занятия на ступени начального
обучения (учителя начальных классов, учителя-предметники);
- внеурочная работа (педагоги дополнительного
образования, классные руководители, воспитатели групп продлённого дня);
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся (все
педагоги Прогимназии).
5.
Материально-техническая база МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
Прогимназия расположена в отдельно стоящем блочном
2-этажном здании постройки 1985 года, рассчитанном на 295 воспитанников.
Общая площадь – 2356,8 м2, из них 511,8 м2
- учебная площадь.
Здание Прогимназии не требует капитального ремонта.
На сегодняшний день Прогимназия располагает следующей
материально-технической базой:
Учебные
кабинеты для начальных классов |
8 |
Кабинеты
для групповых занятий дошкольных групп |
5 |
Кабинет
английского языка |
1 |
Кабинет
музыки и ИЗО |
1 |
Спортивный
минизал (на 2-ом этаже) |
1 |
Кабинет
директора |
1 |
Кабинет
заместителя директора |
3 |
Библиотека
|
1 |
Медицинский
кабинет |
1 |
Столовая |
1 |
Актовый
зал |
1 |
Кабинет
психолога и логопеда |
1 |
Кабинет заместителя директора по АХЧ |
1 |
Методический
кабинет |
1 |
Учебные кабинеты Прогимназии находятся в
удовлетворительном состоянии. Все кабинеты отремонтированы и оборудованы
учебной мебелью. В кабинетах имеется необходимое учебно-методическое
оборудование (иллюстрационный, дидактический, методические материалы, библиотечка
учителя и др.). Однако необходимо продолжить работу по развитию информационной
среды (оснащение компьютерами, мультимедийными проекторами, интерактивными досками,
создание электронных баз и пр.).
Немаловажное значение в организации образовательного
процесса в Прогимназии имеет интерьер кабинетов. Необходимо отметить,
что на протяжении последних лет велась большая работа по оформлению интерьеров
учебных классов и дошкольных групп. Сегодня все учебные кабинеты, в которых
занимаются 1-4 классы, ГПД и группы дошкольного отделения, красивы, удобны,
уютны. Полы застелены линолеумом. Приобретены новые шторы, жалюзи.
В Прогимназии ведётся целенаправленная работа по
оснащению административных, учебных и вспомогательных помещений компьютерной техникой. На начало 2020
г. ПК имеются в кабинете директора, секретаря, кабинетах зам.директора,
кабинетах психолога и логопеда и др.
Сегодня Прогимназия испытывает настоятельную
необходимость в подсоединении к системе внутренней связи всех кабинетов, ГПД и
др.
Прогимназия оборудована системой экстренного
оповещения, что обеспечивает безопасное пребывание в образовательном учреждении
детей и сотрудников.
Для проведения занятий на свежем воздухе, прогулок ГПД
и дошкольных групп имеются министадион и
прогулочные площадки, которые требуют специального оборудования.
Земельный
участок, принадлежащий Прогимназии,
огорожен металлическим забором. Пришкольная территория требует дальнейшей
работы по посадке кустарников вдоль забора, озеленению газонов и клумб.
Асфальтовое покрытие у фасадной части здания находится в неудовлетворительном
состоянии.
6.
Обеспечение техники безопасности, охраны труда и санитарно-гигиенического режима
в МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
В Прогимназии создана достаточная нормативно-правовая
база деятельности по технике безопасности и охране труда, включающая
государственные, региональные и локальные документы, инструкции и требования.
Создан пакет документации, в который входят все
инструкции по технике безопасности и охране труда, подписанные администрацией,
представителями комиссии по ТБ, охране труда и работниками Прогимназии.
Не реже двух раз в год, перед началом занятий и в
середине учебного года, проводится контроль техники безопасности и охраны
труда.
В Прогимназии установлена радикальная система
оповещения - охранная сигнализация со стационарными тревожными кнопками.
Образовательное учреждение располагает 24 огнетушителями, скважиной и пожарным
гидрантом в 111 метрах от главного входа в учреждение.
Выполнение санитарно-гигиенического режима в
Прогимназии является предметом контроля заместителя директора по АХЧ и
дежурного администратора. Контроль за тепловым режимом, освещением и общим
санитарным состоянием образовательного учреждения проводится ежедневно. Работа
по устранению неполадок проводится технической службой Прогимназии в течение
учебного дня или в вечернее время. Основная часть ремонтных работ проводится в
выходные и каникулярные дни.
Работа
пищеблока строится на разнообразии
поставляемых поставщиками продуктов, их соответствии ГОСТу, требованиям по
качеству и срокам реализации, регулярности и чёткости режима привоза продуктов,
санитарном состоянии столовой.
7.
Сохранение здоровья всех участников образовательного процесса,
использование
здоровьесберегающих технологий
Здоровье – это естественное состояние
организма, характеризующееся его гармонией с окружающей средой. Образовательная
среда оказывает влияние на детей, на их чувства, поведение и рассматривается
как фактор, обеспечивающий психологическую комфортность и благополучие ребенка.
Модернизация образования требует сохранения здоровья обучающихся с помощью педагогических
средств. Высокий показатель уровня здоровья является основополагающим в жизни
каждого человека и во многом обуславливает возможность освоения всех остальных
ценностей, без которых сам процесс становления личности малоэффективен. В связи
с этим, наиболее важной становится задача научно-организационного управления
состоянием здоровья дошкольников и младших школьников.
Развитие Прогимназии в современных
условиях требует объединения усилий
медиков, психолога, логопеда, воспитателей, учителей, родителей для организации
образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности
ребёнка, его здоровья. Перед ОУ стоит задача: способствовать активизации
деятельности педагогов, родителей в сохранении и укреплении здоровья
дошкольников и младших школьников. Новое сознание связано с новым мировоззрением
педагога по отношению к ребенку: на первом месте – ценность здоровья. Современные
педагогические технологии связаны с валеологическим образованием детей, со
сдвигом образовательного «поля» в сторону здоровья на уровнях структуры занятия
и урока, образовательного процесса в целом.
МКОУ Прогимназия «Ласточка» работает в рамках программы
по здоровьесбережению обучающихся, целью которой
является:
-
формирование потребности здорового образа жизни;
-
создание психолого-педагогических условий для обеспечения физического,
психического, нравственного здоровья всех участников образовательного процесса.
Основными направлениями работы
по здоровьесбережению являются:
-
спортивно-массовая оздоровительная работа;
-
духовно-нравственное развитие;
-формирование
валеологического мировоззрения у всех участников образовательного процесса;
-формирование
учебно-материальной базы в соответствии с поставленными задачами;
-
диагностика;
-
организация досуга;
-охрана
труда и соблюдение ТБ и СанПиНов;
-развитие
психолого-логопедической службы.
Отсутствие отрицательной динамики здоровья обучающихся
подтверждает правильность выбранных направлений работы.
Влияние образовательной
среды Прогимназии на здоровье детей:
Заболевания |
2020-2021 уч.год |
Нарушение зрения |
56 чел. |
Патология костно-мышечной системы: -нарушение осанки - сколиоз - плоскостопие |
42 чел. 28 чел. 21 чел |
Пропущено по болезни |
7 дней на 1 чел. |
Распределение дошкольников по группам здоровья (2020
год):
Группы здоровья |
2019г. |
2020г. |
I |
41 чел. |
50 чел. |
II |
114 чел. |
114 чел. |
III |
6 чел. |
6 чел. |
IV |
- |
- |
V |
1чел. |
1 чел. |
Распределение дошкольников и учащихся по физкультурным
группам (2020 год):
Физкультурные группы |
Дошкольная ступень |
Ступень начального обучения |
Основная |
63 чел. |
139чел. |
Подготовительная |
61 чел. |
51чел. |
Специальная |
1 чел. |
7 чел. |
Освобождены |
9 |
4 чел. |
Анализ
показывает, что состояние здоровья детей остаётся нестабильным, постоянно ухудшается.
Уроки
физкультуры в школе, занятия по
физкультуре в детском саду, использование в УВП
здоровьесберегающих технологий, соблюдение правильного светового и
теплового режима, проведение утренней гимнастики, обязательной гимнастики для
глаз, профилактические и специальные
медицинские мероприятия, плановые осмотры воспитанников и учащихся специалистами
медучреждений, целенаправленные усилия педагогического коллектива Прогимназии
должны способствовать изменению ситуации к лучшему.
В МКОУ
Прогимназия «Ласточка» медицинский блок включает кабинет медсестер, прививочную,
изолятор.
8.
Инновационные процессы в МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
Внедрение инновационных
процессов в образовательную деятельность в Прогимназии находит отражение в:
1) разработке и внедрении новых учебных курсов и
программ;
2) создании методического обеспечения к занятиям и урокам
с использованием новых технологий;
3) отработке методик, повышающих мотивацию и обеспечивающих
активное участие детей во всех видах деятельности;
4) создании развивающей среды.
Основной формой организации
образования являются на дошкольной ступени – обучение в игровой деятельности,
на ступени – классно-урочная система, в рамках которой проходят:
-
учебная
деятельность (уроки и домашняя работа);
-
внеучебная
деятельность (экскурсии, предметные кружки, кружки по интересам и др.).
В Прогимназии практикуются не только
традиционные, но и нетрадиционные формы обучения:
-
интегрированные
занятия и уроки, основанные на межпредметных связях;
-
урок-фантазия,
урок творчества, урок-сказка;
-
урок-путешествие,
заочная экскурсия;
-
урок памяти;
-
урок-диалог,
урок-интервью, урок защиты идей или проектов, урок-бенефис, урок-сюрприз,
урок-встреча, литературная гостиная;
-
урок-праздник;
-
урок-игра, урок
КВН, урок-эстафета, урок-конкурс, турнир смекалистых, лингвистический бой,
деловая или ролевая игра, урок-викторина;
-
урок–исследование,
урок-мастерская, урок-театр, урок изобретательства, творческая лаборатория;
-
урок мудрости;
-
урок-презентация,
урок-мастер-класс и др.
В Прогимназии педагоги
используют не только объяснительно-иллюстративный метод обучения, но и метод
проблемного изложения материала, частично-поисковый и исследовательский методы.
В качестве технологий
обучения, используемых в практике работы, могут быть названы технологии
интенсификации и перспективно-опережающего обучения, технологии проблемного и
игрового обучения, адаптивная система обучения, информационная технология
обучения и технология творческого развивающего обучения и др. Наряду с этим практикуются инновационные
образовательные технологии обучения, элементы педагогической технологии на
основе личностной ориентации педагогического процесса, здоровьесберегающие
технологии. Элементы любой из перечисленных технологий используются с учётом их
ориентации на свойства личности, её развитие в соответствии с природными
способностями.
Постоянное самообразование и
самосовершенствование педагогов Прогимназии, интерес к новым педагогическим
находкам, профессиональному росту, стремление обогащать свой опыт дают
положительный результат.
Постоянное обновление
содержания базового образования, хорошая учебно-материальная база, поддержка
инновационных преобразований в Прогимназии муниципальными органами, родителями
дают достаточно хорошие результаты деятельности образовательного учреждения.
Динамика успеваемости
учащихся и качества ЗУН такова:
|
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
%
успеваемости |
100 |
100 |
100 |
% качества |
48 |
52 |
49 |
Однако педагогическому коллективу Прогимназии предстоит
большая работа по мобилизации усилий на достижение устойчивости, сохранности из
года в год и эффективного роста качества обучения.
Первоочередными задачами в каждой четверти учебного
года должны стать:
1 четверть – восстановление общеучебных умений,
ослабленных в летний период;
2 четверть – освоение терминологии и совершенствование
репродуктивного языка учебных предметов;
3 четверть – оптимизация алгоритмического применения
знаний;
4 четверть – систематизация знаний и усиление
творчества учащихся.
Личностно-деятельный подход к образовательному
процессу в МКУ Прогимназия «Ласточка» реализуется через изменение парадигмы
образования, в которой в качестве ведущей цели является содействие раскрытию
потенциала обучающегося, его реализация и развитие. И на этой основе строится
процесс воспитания и обучения с ориентацией на развивающие образовательные
технологии.
Реализация педагогических технологий по
предметам учебного плана:
№ |
Наименование педагогических технологий |
Автор |
Предмет учебного плана, реализуемый с использованием даной технологии |
1. |
Личностно-ориентированное развивающее
обучение |
И.С.Якиман-ская |
Все предметы учебного плана |
2. |
Технология коллективного творческого
воспитания (КТД) |
И.П.Иванов |
Музыка, ИЗО, технология, система
воспитательной работы |
3. |
Технология
перспективно-опережающего обучения |
С.Н.Лысенкова |
Русский язык, лит.чтение,
математика, окр.мир |
4. |
Технология индивидуализации
обучения |
А.С.Границкая |
Русский язык, лит.чтение,
математика, окр.мир |
5. |
Игровые технологии |
|
Все предметы учебного плана |
6. |
Система развивающего обучения |
Л.В.Занков |
Русский язык, лит.чтение,
математика, окр.мир |
7. |
Технология совершенствования общеучебных
умений |
В.Н.Зайцев |
Русский язык, лит.чтение,
математика, окр.мир |
8. |
Технология раннего и интенсивного
обучения грамоте |
Н.А.Зайцев |
Обучение грамоте |
9. |
Технология проблемного обучения |
Е.Л.Мельнико-ва |
Все предметы учебного плана |
10.
|
Технология коммуникативного
обучения иноязычной культуре |
Е.И.Пассов |
Английский язык |
11.
|
Технология саморазвития |
М.Монтессори |
Все предметы учебного плана |
12.
|
Гуманно-личностная технология |
Ш.А.Амонашвили |
Все предметы учебного плана |
13.
|
Технология решения изобретательских
задач (ТРИЗ) |
Г.С.Альтшул-лер |
Ознакомление с окр.миром,
математика, развитие речи |
14.
|
Технология художественной
деятельности школьников |
Б.М.Немен-ский |
ИЗО, художественный труд,
технология |
15.
|
Технология музыкального воспитания
школьников |
Д.Б.Кабалев-ский |
Музыка, система дополнительного
образования |
16.
|
Технология творческого развивающего
обучения |
И.П.Волков |
Все предметы учебного плана |
17.
|
Технология системно-деятельностной
педагогики |
Л.Г.Петерсон |
Математика |
18.
|
Информационно-коммуникационные
технологии |
|
Все предметы учебного плана |
19.
|
Технология дифференцированного обучения |
В.В.Фирсов |
Все предметы учебного плана |
20.
|
Здоровьесберегающие технологии |
|
Все предметы учебного плана |
Основной образовательной программой на дошкольной
ступени является примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы», на основании которой педагогический
коллектив создал свою основную общеобразовательную программу дошкольного
образования, адаптированную к условиям Прогимназии в соответствии с ФГОС.
В 2020-2021 уч.
году дошкольное отделение Прогимназии
насчитывает 7 групп детей – 197 чел.
Опираясь на Федеральные государственные
образовательные стандарты дошкольного образования и основную
общеобразовательную программу дошкольного образования МКОУ Прогимназия, весь
процесс обучения и воспитания дошкольников строится на обеспечении раннего выявления
и развития индивидуальных способностей ребёнка. Для решения данных задач задействованы
медико-психолого-логопедическая служба (МПЛС) и воспитатели Прогимназии. Задача
МПЛС - коррекция недостатков и дефектов, обнаруженных у воспитанников ст. А -
решается путём организации совместной работы педагогов и МПЛС.
Совместные обследования будущих
первоклассников из дошкольного отделения воспитателями, психологом и логопедом
показали, что некоторые дети испытывают дискомфорт в общении, присутствует
агрессивность, неуверенность, а общий уровень психического развития у них ниже
нормы. В связи с этим было принято решение проводить курс групповых занятий,
которые состоят из 3-х частей: 1) развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы; 2) психологическое развитие и коррекция; 3)
развитие познавательной сферы. Целью этих занятий было раскрытие творческого,
нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие навыков
межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
С детьми старших групп проводятся занятия,
которые направлены на развитие общей моторики, пространственной ориентации,
памяти, внимания, мышления. Целенаправленная подготовка дошкольников к обучению
в начальной школе помогает детям преодолеть трудности в общении со
сверстниками, учит их понимать чувства других, мягче выражать свои, способствует
появлению уверенности в своих силах. Данные занятия включают игровые тренинги,
дидактические развивающие игры и упражнения на развитие общей осведомленности,
восприятия, воли, внимания, наблюдательности, мышления.
Рубежная, промежуточная и итоговая
диагностики уровня готовности воспитанников дошкольного отделения к обучению в
школе показывают хорошие результаты:
·
уровень мотивации
к обучению повысился на 17,5%
·
зрелость
эмоциональной сферы повысилась на 23,5%;
·
уровень
тревожности упал на 8%.
Раннее выявление дефектов речи у детей
позволяет более успешно осуществлять ее коррекцию и развитие. В течение
учебного года логопед обследует всех воспитанников ступени А, выявляет детей с
нарушениями в звукопроизношении и развитии речи, проводит консультации для
родителей и логопедические занятия с дошкольниками.
Оценивая личностный потенциал
дошкольников, следует отметить, что пребывание детей в дошкольном отделении
Прогимназии, включение их в образовательную деятельность, способствует развитию
любознательности, творческих способностей, первоначальных навыков учебного
труда.
Анализ посещенных занятий позволяет сделать
вывод, что воспитатели и педагоги ступени А творчески подходят к работе с
воспитанниками, используют традиционные и новые подходы к дошкольному
образованию и воспитанию.
Дошкольная ступень Прогимназии работает в режиме
детского сада, а это позволяет педагогам проводить разнообразные по формам
занятия на основе игровой деятельности, постепенно включая в нее элементы учения.
На занятиях воспитатели формируют у детей конкретные представления об отдельных
явлениях окружающей действительности, знакомят их с простейшими связями и
зависимостями между ними, учат ребят
использовать способы, облегчающие запоминание и воспроизведение материала (повторение, соотношение по форме,
смыслу и другим признакам). Всё это способствует развитию произвольных процессов памяти, мышления,
внимания. Результаты рубежного и итогового контроля при переходе со ст. А на I
ступень говорят о хорошем уровне сформированности необходимых навыков:
¾
чтения - 100%;
¾
прямого и
обратного счёта - 100%;
¾
решать простые
задачи - 98%.
Педагоги понимают, что все дети разные: у одних
восприятие окружающего мира и всего, что они видят, с чем сталкиваются в этом
мире, происходит активнее, у других - пассивнее, но, несомненно, одно - ребенка
этого возраста интересует только то, что привлекает его внимание, поэтому на
занятиях преобладает игровая деятельность.
Д.Б.Эльконин выдвинул предположение, что источником
ролевой игры является сфера жизни взрослых, в которой дети не могут принять
непосредственное участие. Играя самостоятельно, дети выбирают те повседневные сюжеты или те занятия
взрослых, которые воспринимаются ими как неотъемлемая часть окружающего мира. Отражение взрослой
внеигровой реальности в детской игре - это процесс активного осмысления
окружающей действительности. Интересно, что совершенно свободная и ничем не
ограниченная ролевая игра к концу дошкольного возраста постепенно
регламентируется: дети уделяют внимание тому, насколько правильно их партнер
разыгрывает ту или иную роль, правильно её исполняет, стремятся подчинить свое
поведение образцу, что порой немало важно в начальной школе.
Воспитатели и педагоги дошкольного отделения
Прогимназии особое значение придают построению развивающего пространства для
развития детской игры. Положительно на развитие детей влияет непересекающаяся
сфера самостоятельной детской активности внутри каждой игровой или развивающей
зоны.
Раннее знакомство дошкольников с информационными
технологиями позволяет развивать логическое мышление, моторно-двигательные
навыки, совершенствовать пространственную ориентацию, развивать фантазию и
творческое воображение.
Адаптированная программа по
изобразительному искусству и художественному труду помогает развивать у детей
умение передавать характерные признаки в пропорции, предметах и явлениях, учит
выстраивать композиции, создаёт условия для приобщения детей к миру искусства,
творческой самореализации в изодеятельности.
К занятиям иностранного языка педагогом
отбирается лексико-грамматический материал того словарного запаса, которым дети
дошкольного возраста владеют на родном языке. Занятия группируются по темам:
“Игрушки”, “Животные”, “В зоопарке”, счет от 1 до 10, т.е. по темам, с которыми
они знакомятся и на других занятиях. Для лучшего восприятия и усвоения учебного
материала, его закрепления в занятия включаются сюжетно-ролевые и дидактические
игры, разучиваются считалки, рифмовки.
На музыкальных занятиях во все виды деятельности
включаются разные жанры, развивается музыкальный слух, певческие способности,
чувство ритма.
На занятиях по физической культуре педагог работает
над полноценным физическим развитием организма ребенка, воспитывает интерес к
различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности.
Педагоги МКОУ Прогимназия «Ласточка» находятся в
постоянном творческом поиске, повышая уровень педагогического мастерства
через самообразование, посещение курсов
различного уровня по применению современных
педагогических и информационно-коммуникационных технологий.
Обеспечение
принципа непрерывности
образования осуществляется через
реализуемые Прогимназией образовательные
программы:
№ |
Показатели |
2020-2021 |
1 |
Доля
учащихся (%) от общего числа принятых
в первые классы |
100 |
5 |
Доля
(%) обучающихся по программам: |
|
базовым
общеобразовательным; |
||
развивающего
обучения; |
100 |
|
коррекционно-развивающего
обучения. |
нет |
9. Особенности организации учебно-воспитательного
процесса
В типовом положении об
образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста
говорится о том, что «Прогимназия – вид образовательного учреждения для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, реализующего образовательные
программы дошкольного и начального общего образования с приоритетным
осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и
обучающихся».
Дошкольная ступень (группы развития) предназначена для детей 3-7 лет. Занятия проводятся в
соответствии с ФГОС по следующим предметам: обучение грамоте, культура речевого
развития, элементарных математических представлений, целостной картины мира,
изобразительного искусства, музыкальной деятельности, физического развития,
английский язык, познавательно- исследовательская деятельность. Выпускники
групп развития продолжают свое обучение на 1 ступени Прогимназии.
Ступень начальной школы предназначена для детей 6,5-10,5 лет. Начальное общее
образование реализуется по модели 4-летней начальной школы.
Прогимназия работает по
пятидневной неделе. Обучение проводится в первой смене. Во второй половине дня
работают четыре группы продленного дня, проводятся занятия по выбору и
интересам в системе дополнительного образования.
Основными особенностями организации
учебно-воспитательного процесса являются:
· Гуманитаризация образования (раннее изучение
иностранного языка за счёт внеурочного блока и др.).
· Обеспечение преемственности в работе дошкольного
отделения и начальной школы.
· Создание системы психолого-логопедического
сопровождения учебно-воспитательного процесса, центральной фигурой которого
является ребенок.
· Организация консультативной психолого-педагогической
помощи родителям, педагогам, воспитанникам и обучающимся.
10. Организация дополнительного образования
Дополнительное образование в Прогимназии предоставляется
обучающимся на бесплатной основе, и реализуется в форме организации в системе
дополнительного образования занятий по внеурочной деятельности по интересам;
Дополнительное образование на базе Прогимназии
получают все 85% обучающихся.
Прогимназия поддерживает тесный контакт с различными
культурными и образовательными центрами Кизляра. Договора о сотрудничестве
заключены со школой искусств №2, детским домом творчества, станцией юных
натуралистов.
У дошкольников и младших школьников Прогимназии отмечается
высокий уровень познавательного интереса, развития эмоциональной сферы, богатая
фантазия, широкий кругозор, что позволяет им успешно принимать участие в
различных конкурсах и олимпиадах.
В
МКОУ Прогимназии «Ласточка» обучаются
дети с 3 до 10,5 лет. В связи с возрастными ограничениями ОУ не может принимать
участие во всех смотрах и конкурсах. Однако, педагогический коллектив
Прогимназии, ориентируясь на освоение ребёнком новых социальных ролей,
формирование познавательных интересов, приобщение к культуре, старается выйти
на более качественный уровень. Для решения этих задач в ОУ работают различные
кружки. Работу в них осуществляют педагоги дополнительного образования.
Следует
отметить активную позицию воспитанников, учащихся и их родителей, проявляющуюся
в стремлении быть первыми и защищать честь Прогимназии, участвуя в конкурсах,
выставках, конференциях и т.д.
Организация внеурочной деятельности осуществляется в
рамках существующей воспитательной системы. Для этого в Прогимназии созданы
необходимые условия. К проведению занятий в кружках и секциях привлекаются
высококвалифицированные сотрудники. Кружки имеют оптимальную наполняемость (от
15 до 25 человек). Для реализации задач дополнительного образования в
Прогимназии функционируют зал хореографии, мини-спортивный зал, кабинеты музыки,
иностранного языка, ИЗО студия, библиотека, есть спортивные и игровые площадки.
Расписание занятий составлено с учетом занятости воспитанников и учащихся.
Результаты работы кружков и секций можно наблюдать на
городских мероприятиях, а также при проведении традиционных общешкольных мероприятий.
11. Воспитательная работа МКОУ
«ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
Основная воспитательная задача -
становление личности обучающегося в системе ценностных установок социума
Прогимназии через социализацию и развитие индивидуальных способностей ребёнка.
Прогимназия организует свою воспитательную
деятельность по различным направлениям в соответствии с концепцией
воспитательной работы города Кизляра и Республики Дагестан, основной образовательной
программой начального общего образования.
Процесс организации воспитательной
работы представлен следующими направлениями деятельности:
ü
разработка
содержания и программ, планирование воспитательной деятельности;
ü
организация
общешкольных мероприятий;
ü
воспитательная
деятельность в дошкольных группах, классах и параллелях, ГПД;
ü
развитие
воспитательного потенциала образовательного процесса.
Программа воспитательной деятельности реализуются в
следующих направлениях:
а) познавательное направление (решение задачи
формирования интеллектуального развития детей);
б) эстетическое направление (формирование
культурной образовательной среды Прогимназии);
в) физическое воспитание
(спортивно-туристическая работа, приобщение обучающихся к здоровому образу
жизни, изучение правил дорожного движения и безопасности жизнедеятельности);
г) трудовое воспитание (культура учебного
труда, приобщение к труду и формирование навыков самообслуживания);
д) гражданско-патриотическое и правовое направление
(воспитание толерантного отношения к людям разных конфессий, национальностей,
возрастов, к самому себе и др.);
е) воспитание культуры поведения.
Формы реализации основных видов воспитательной деятельности
в соответствии с
ФГОС:
Направления деятельности |
Дошкольное отделение |
1-4 классы |
Познавательно-информационное |
·
Формирование
мотивации к обучению в Прогимназии на занятиях, проводимых в игровой форме; ·
викторины,
конкурсы; ·
театрализованные
занятия; ·
творческие
работы; ·
знакомство с
библиотекой. |
·
Кружки по
интересам, кружки по предметам, консультации; ·
предметные
олимпиады, интеллектуальный марафон; ·
конкурс
исследовательских работ «Хочу всё знать»; ·
интеллектуальные
и познавательные игры; ·
тематические
выставки; ·
посещение
школьной библиотеки. |
Эстетическое |
·
Выставки
творческих работ по ИЗО и художественному труду; ·
участие в
оформлении Прогимназии к праздникам; ·
конкурс
новогодней игрушки; ·
посещение
художественных экспозиций Прогимназии. |
·
Кружок
декоративно-прикладного искусства; ·
оформление
кабинетов; ·
проведение
праздников; ·
постановка
спектаклей; ·
тематические
выставки; ·
музыкальный
лекторий; ·
выпуски фото- и
стенгазет. |
Физическое
воспитание |
·
Весёлые старты; ·
физкультминутки; ·
занятия с
психологом и логопедом; ·
встречи и
беседы с работниками здравоохранения; ·
рекомендации по
режиму дня. |
·
Участие в
соревнованиях; ·
весёлые старты; ·
физкультминутки; ·
занятия с
психологом и логопедом; ·
встречи и
беседы с работниками здравоохранения, ГИБДД; ·
тематические
беседы по ПДД , ППБ, ОБЖ, ТБ. |
Трудовое воспитание |
·
Самообслуживание
во время нахождения в Прогимназии; ·
культура
учебного труда; ·
самоорганизация
при выполнении заданий воспитателя; ·
взаимопомощь во
время занятий. |
·
Самообслуживание
во время нахождения в Прогимназии; ·
культура
учебного труда; ·
работа на
пришкольном участке; ·
оформление
кабинетов; ·
дежурство; |
Гражданско-патриотическое
воспитание |
·
Празднование
годовщин Победы в ВОВ; ·
тематические
беседы; ·
праздник,
посвященный бабушкам и дедушкам. |
·
Празднование
годовщин Победы в ВОВ; ·
экскурсии по
Кизляру, местам боевой славы, историческим местам; ·
тематические
классные часы, посвященные государственной символике; ·
праздник,
посвященный бабушкам и дедушкам; ·
конкурс
патриотической песни и стихов. |
Основные общешкольные мероприятия
Прогимназии:
I четверть |
II четверть |
III
четверть |
IV четверть |
· Торжественная линейка 1 сентября; · тематический классный час, посвящённый Дню знаний; · празднование Дня учителя; · день здоровья; · посвящение в ученики уч-ся 1-х кл.; · интеллектуальный марафон уч-ся 4-х кл.; · акция «Зелёный наряд Прогимназии»; · конкурс чтецов. |
· День открытых дверей; · выставка-конкурс «Зимняя фантазия»; · предметные олимпиады для уч-ся 4-х классов; · день здоровья; · новогодние утренники. |
· Уроки мужества, посвящённые Дню освобождения Воронежа
от немецко-фашистских захватчиков; · празднование Дня защитника Отечества; · день здоровья; · конкурс исследовательских работ и творческих
проектов «Хочу всё знать»; · концерт, посвященный 8 Марта; · интеллектуальный марафон для уч-ся 2-3 классов. |
· Праздник, посвященный окончанию дошкольного отделения; · день здоровья; · акция «Зелёный наряд Прогимназии»; · линейка для уч-ся 2-3 классов, посвященная окончанию
учебного года; · линейка «Прощание с начальной школой» для уч-ся 4-х
кл. |
ВШК воспитательной
деятельности:
Внутришкольный контроль (ВШК) воспитательной
деятельности в Прогимназии осуществляется в следующих формах:
1. Проверка документации классных руководителей (4
раза в год):
ü
анализ работы,
отдельных мероприятий;
ü
психолого-педагогическая
характеристика классов;
ü
планирование
воспитательной работы;
ü
протоколы
тематических родительских собраний;
ü
индивидуальная
работа с родителями;
ü
работа с
учителями-предметниками;
ü
занятость детей
во внеурочное время, сведения о дополнительном образовании учащихся классов.
2. Мониторинг результатов воспитательной деятельности,
определение уровня воспитанности учащихся по представлению классных
руководителей, родителей, учащихся.
Уровень воспитанности учащихся 1-4 классов Прогимназии по
результатам 2019-20 учебного года:
ü высокий – 38%;
ü хороший – 48%;
ü средний – 14%.
3. Посещение администрацией Прогимназии мероприятий с
их последующим анализом.
12.
Конкурентные преимущества МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
Анализ современного состояния образовательной системы
Прогимназии позволил определить её основные конкурентные преимущества:
· высокий авторитет Прогимназии в окружающем социуме и
среди образовательных учреждений города, принимающих в среднее звено её
выпускников;
· высококвалифицированный педагогический коллектив,
мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;
· большая доля педагогов, стремящихся к саморазвитию и
самообразованию;
· высокий уровень общеучебных умений и навыков
выпускников 4-х классов Прогимназии;
· активное использование в образовательном процессе
современных образовательных технологий с опорой на здоровьесбережение;
· организация учебно-воспитательной работы, направленной
на гармоничное развитие личности обучающегося, способной к
духовно-направленному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию,
самореализации;
· позитивное отношение родителей воспитанников и
учащихся, а также местного сообщества к Прогимназии.
13.
Проблемы,
вытекающие из анализа деятельности Прогимназии
По
результатам анализа деятельности Прогимназии за предыдущие пять лет можно выделить
комплекс проблем, решение которых поможет вывести образовательное учреждение на
новый уровень развития:
1. Прогимназия должна быть, с одной стороны, гарантом
стабильности, а с другой – соответствовать быстро меняющимся условиям
информационного общества.
2. Прогимназия должна быть способной удовлетворять
новые требования, предъявляемые государством и социумом, в том числе
микросоциумом.
3. Программа развития Прогимназии должна
предусматривать формирование необходимых предпосылок, условий и механизмов для
постоянного самообновления, модернизации в направлении расширения доступности
образования, повышения его качества и роста эффективности, формирования
вариативного образовательного пространства.
4. Прогимназия формирует основную мировоззренческую
парадигму: «Учиться не для школы, а для жизни».
Структурирование проблем позволяет сформулировать концепцию развития
Прогимназии, определить цели, задачи, желаемый результат.
III.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
Разработка стратегии, целей и задач МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
в соответствии с ФГОС
В течение пяти предыдущих лет педагогический коллектив
Прогимназии работал по программе развития, которая дала качественно новый
результат - образовательное учреждение прошло предварительную подготовку к
переходу на работу по Федеральным государственным образовательным стандартам
основной общеобразовательной программы дошкольного и начального общего образования
(ФГОС НОО).
Программа развития МКОУ для детей дошкольного и
младшего школьного возраста Прогимназии «Ласточка» определяет концепцию
развития образовательного учреждения и основные направления деятельности по ее
реализации.
1. Нормативная база для разработки программы развития
Прогимназии
ü Конвенция о правах ребенка.
ü Закон РФ «Об образовании».
ü Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы
развития образования».
ü Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
ü Федеральные государственные образовательные стандарты
и др.
2. Цель программы
Создание условий для эффективного развития Прогимназии
в ходе осуществления модернизации образования.
Основные задачи программы:
1.
Обеспечение
эффективного развития Прогимназии в соответствии с процессом модернизации
образования.
2.
Проектирование
оптимальной организационной структуры Прогимназии.
3.
Определение
оптимального содержания дошкольного и начального общего образования обучающихся
с учетом требований современного общества к выпускнику Прогимназии и
уникальности образовательного учреждения.
4.
Укрепление
ресурсной базы с целью эффективного развития и функционирования Прогимназии.
5.
Формирование
информационно-коммуникативных умений обучающихся и педагогов Прогимназии.
6.
Формирование
базовой культуры личности и развитие ключевых познавательных компетенций.
7.
Эффективное
использование экономических механизмов, обеспечивающих расширение доли
внебюджетного финансирования деятельности прогимназии.
3.
Основная идея концепции
Образовательная среда Прогимназии должна
иметь многовариантные компоненты, позволяющие каждому ребёнку сделать выбор для
построения индивидуального образовательного маршрута, удовлетворяющего
потребность в получении качественного образования.
Обоснование
актуальности главной концептуальной идеи
Создание условий, обеспечивающих развитие
детей с различными склонностями, способностями и интересами, реализацию их
потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач Прогимназии.
Важнейшая проблема образовательного
учреждения – выработка методики и технологий построения индивидуального
образовательного маршрута каждого ребёнка, обладающего определёнными
склонностями, способностями и интересами.
Формирование индивидуальных
образовательных маршрутов для обучающихся позволит сохранить и развить их
потенциал, успешно адаптироваться им в социуме.
Развитие Прогимназии позволит стать
полноценным центром образования, диалога мира взрослых и мира детей, взаимной
толерантности, принятия и уважения ценностей личности, педагогики
сотрудничества.
Образование в Прогимназии подразумевает:
-
совокупность возможностей для обучения дошкольников и младших школьников,
проявления и развития их способностей и личностных потенциалов;
-
обучающийся – субъект саморазвития, а образовательная среда – объект выбора и
используемое средство обучения и развития;
-
проектирование и моделирование образовательной среды в соответствии с целями
обучения, особенностями контингента детей, условиями Прогимназии;
-
необходимость психолого-педагогической экспертизы и мониторинга динамики
образовательной среды.
Предлагаемая образовательная парадигма
позволит создать образовательную среду, необходимую для сохранения и развития
уникальности личностных черт каждого ребёнка.
Главное направление исследовательской
деятельности в развитии заявленной концепции – моделирование поливариантных
компонентов образовательной среды для детей с различными способностями,
склонностями, интересами:
*
разработка технологий выявления способностей, склонностей и интересов
обучающихся;
*
построение образовательного пространства в соответствии с реальными запросами
обучающихся;
*
проектирование образовательной среды развивающего типа как средство
актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей обучающихся.
4.
Основные приоритеты развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
- Развитие различных форм
мотивации обучающихся к образовательно-социальной деятельности.
-
Разработка практико-ориентированной модели Прогимназии, обеспечивающей
выявление, диагностику и мониторинг, психологическое и организационное
сопровождение, педагогическую поддержку, развитие обучающихся с вариативной
мотивацией к образовательно-социальной деятельности, дифференцированными,
латентными и выраженными интересами, склонностями, способностями.
5.Цели
образования на основании концепции развития
МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
Цели |
Характеристика целей |
Генеральные |
-
Формирование гармонически развитой, нравственно и физически здоровой
личности, нацеленной на успех. -
Обеспечение практико-ориентированного качественного образования. |
Стратегические |
-
Формирование характера и воли, устойчивой мотивации познания. -
Преемственность в обучении по вертикали и связи по горизонтали. -
Формирование умений и навыков саморегуляции, рефлексии. |
Тактические |
-
Организация развивающей психолого-педагогической среды. -
Создание эффективной медико-психолого-логопедической службы. -
Ориентир на приобретение обучающимися собственного опыта творческой
деятельности. |
Оперативные |
-
Использование элементов педагогики сотрудничества (взаимное уважение между
учителями и учениками, право на ошибку, право на защиту и т.п.). -
Обеспечение эффективного функционирования всех структурных элементов. -
Формирование открытой информационной среды. |
Ситуативные |
-
Предоставление возможности получить квалифицированную
психолого-педагогическую помощь с последующей коррекцией личностной траектории
образования. |
Исходя из целей, принципов и содержания
образования определяются компоненты образовательной среды.
Основные
лозунги реализации программы развития
МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
:
-
Сделать образование в Прогимназии хорошим по признакам качества, мобильности и
доступности.
-
Формировать воспитанников и учащихся Прогимназии физически, психологически и нравственно
здоровыми, компетентными в культуре, социализированными, оптимистичными и верящими
в себя.
-
Формировать выпускников Прогимназии конкурентоспособными среди инновационных
образовательных учреждений города, ориентированными на личный успех.
-
Сделать педагогику гуманной, инновационной, вариативной, а воспитателей и
учителей успешными.
Основные принципы программы развития МКОУ
«ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» :
-
Принцип гуманизации (реальное соблюдение прав педагога и ребёнка).
-
Принцип сотрудничества и построения взаимоотношений на основе компетентности,
авторитетности, поддержании достоинства, повышения уровня самооценки, взаимного
уважения и доверия педагога, ребёнка и родителей.
-
Принцип развивающего обучения (применение методов творческой мыслительной
деятельности и самообразования обучающихся, развитие умственных способностей,
формирование навыков рационального умственного труда).
-
Принцип индивидуализации обучения (всесторонний учёт уровня развития
способностей каждого ребёнка, стимулирование и коррекция его развития,
повышение учебной мотивации, развитие познавательных интересов).
-
Принцип дифференциации (выявление и развитие у обучающихся склонностей и
способностей).
-
Принцип целостности (единство процессов развития, обучения и воспитания детей,
создание сбалансированного образовательного пространства, адекватность
педагогических технологий содержанию и задачам образования).
-
Принцип междисциплинарной интеграции (интеграция внутри самого предмета и
интеграция междисциплинарная).
-
Принцип системности (преемственность знаний на всех ступенях образования).
-
Принцип вариативности обеспечивается школьным компонентом учебного плана,
специализированными курсами в системе дополнительного образования.
6.
Структура модулей образования:
Возраст, структура, тип образования |
Модуль образования |
Задачи, решаемые на данной ступени |
3-7 лет. Дошкольная ступень. Дошкольное образование,
дополнительное образование. |
1-й модуль |
- Развитие психологических
познавательных процессов (памяти, внимания и т.д.). - Развитие любознательности
ребёнка через овладение познавательной деятельностью. - Формирование
произвольного поведения детей. - Создание предпосылок для
перехода от эгоцентризма к децентрации, т.е. способности видеть мир с точки
зрения другого или других. - Формирование
мотивационной готовности к обучению. - Развитие творческих
способностей ребёнка через организацию сюжетно-ролевых, театрализованных,
дидактических и других видов игр. - Воспитание умственной
активности ребёнка на основе узнавания, понимания, памяти, мышления, оценки. - Воспитание
коммуникативности ребёнка. |
6,5-10,5 лет. Ступень начального
обучения.. Начальное общее,
дополнительное образование. |
2-й модуль |
- Поддержка, закрепление и
развитие усвоенных в дошкольный период культурных и социальных ценностей. - Психологическая адаптация
младших школьников к учебному процессу. - Создание прочной базы
знаний, необходимых для поступления в гимназические и лицейские классы других
ОУ. - Формирование у младших
школьников эвристических действий, гибкого, самостоятельного, творческого мышления. - Развитие личнообразующей
линии, поворот ребёнка на самого себя, рефлексию, самооценку. - Формирования
положительной мотивации к учению, развитие любознательности,
заинтересованности, осознание необходимости усваиваемого материала, интеллектуальной
удовлетворённости от процесса обучения. - Формирование общих способностей обучающихся
и их диагностика. - Формирование умений
свободного перехода от учебной к неучебной деятельности. - Развитие социальной и
социально-психологической ориентации в человеческой деятельности. - Формирование
коммуникативных навыков. |
7.Направления
развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» в соответствии
с заявленной концепцией
- Обеспечение потребности обучающихся в
обучении на повышенном уровне сложности, в получении дополнительного
образования.
- Осуществление образовательного процесса на
принципах развивающего обучения в соответствии с реализуемыми программами.
-
Построение личностной образовательной траектории развития ребёнка в
соответствии с современными требованиями общества.
-
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности всех участников
образовательного процесса в ходе развития поливариантных компонентов образовательной
среды.
Основные
положения концепции развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
Прогимназия, как одна из форм вариативного образования
на ступени дошкольного и начального общего образования, имеет свои
специфические особенности. Она занимается обучением мотивированных детей,
подготовкой детей к поступлению в другие образовательные учреждения (прежде
всего гимназии, лицеи), имея для этого расширенный учебный план.
Работа с дошкольниками (старшие группы) позволяет решить проблемы адаптации,
развития и социализации первоклассников, обеспечивает преемственность в образовании между дошкольной
и начальной ступенями Прогимназии.
Выпускники Прогимназии получают возможность выбирать
образовательное учреждение для поступления в 5 класс; при этом обучающиеся и их
родители (законные представители) останавливаются на гимназиях и лицеях,
общеобразовательных школах с углублённым изучением отдельных предметов.
Прогимназия - это школа для развития дошкольников и
младших школьников, это маленький и очень сложный мир со своими возрастными
проблемами и способами их решения.
Для обучающихся в Прогимназии нужен особый мир
дополнительного образования, который позволял бы им решать многие развивающие
задачи, помогал бы психолого-логопедической службе заниматься проблемами
каждого ребёнка, развивать его эмоциональную и речевую сферу, корректировать
работу каждого воспитанника и учащегося. Воспитатели и учителя должны работать
с детьми в личностно-ориентированном аспекте.
Одним из основных направлений деятельности Прогимназии
остаётся работа по сохранению и укреплению здоровья детей, использованию здоровьесберегающих
технологий, нивелированию отрицательного воздействия образовательной среды на
состояние здоровья ребёнка.
В соответствии с целями и задачами работы Прогимназия
занимается комплексным мониторингом здоровья детей, их физического развития. Состояние здоровья ребёнка и эффективность
выполненной им работы – это факторы, взаимосвязанные, поэтому всё, начиная от
составления учебного плана и заканчивая построением урока или занятия,
направлено на сохранение здоровья детей, функциональных возможностей детского
организма, его работоспособности.
На это направлено рациональное сочетание учебы и
отдыха, двигательной активности в режиме дня, сбалансированное и калорийное
(фрукты, соки, кисломолочные продукты и т.д.) 3-х разовое в дошкольных группах и 1-но разовое в
начальных классах питание, профилактические и специальные медицинские
мероприятия (точечный массаж, гимнастика
для глаз, профилактические прививки и т.д.), специально организованные формы
работы с детьми (занятия и уроки по физической культуре, прогулки и
физкультминутки, подвижные игры и др.). Регулярно должны проводиться дни
здоровья, физкультурные праздники, расслабляющие и восстанавливающие игры,
упражнения на переменах, занятиях и уроках, кружках и секциях
спортивно-оздоровительного характера.
8. Задачи развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
-
Выявление и развитие мотивов образовательной, культурной и
социально-адаптирующей деятельности ребёнка.
-
Совершенствование структуры и содержания компонентов образовательной среды для
удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
-
Совершенствование психолого-педагогической системы выявления, диагностики,
поддержки и развития интересов, склонностей и способностей обучающихся.
-
Совершенствование системы организационного и психологического сопровождения
работы с детьми.
III.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
программы
развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
Корректировка программы осуществляется педагогическим
советом МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА».
1. План поэтапной реализации задач развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ
«ЛАСТОЧКА»:
Реализация программы развития осуществляется на
протяжении пяти этапов:
1-й этап – 2020-2021 учебный год
2-й этап – 2021-2022 учебный год
3-й этап – 2022-2023 учебный год
4-й этап – 2023-2024 учебный год
5-й этап – 2024-2025 учебный год
Для реализации программы развития каждый этап
преобразований включает задачи, соответствующие выполнению организационных,
мотивационных, образовательных, кадровых, научно-методических,
материально-технических, финансовых, нормативно-правовых условий.
Первый этап -
2020-2021 учебный год
1.
Обновление и дополнение нормативно-правовой базы: программы развития
Прогимназии, коллективного договора, Устава, образовательной программы
Прогимназии и др.
2.
Развитие материально-технической базы Прогимназии: приобретение компьютеров,
мультимедийных проекторов, благоустройство площадок для прогулок дошкольников,
ГПД.
3.
Корректировка работы в рамках программы развития в соответствии с новыми
образовательными стандартами, учебными программами. Совершенствование деятельности
по работе над базовым и развивающим компонентами образования.
4.
Развитие воспитательной системы Прогимназии.
5.
Расширение условий для дополнительного образования обучающихся.
6.
Разработка диагностических материалов развития каждого ребёнка.
Второй этап -
2021-2022 учебный год
1.
Широкое внедрение информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий
в образовательный процесс в дошкольном отделении и начальной школе.
2.
Обучение педагогов Прогимназии по вопросам применения информационно-коммуникационных
и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
3.
Обобщение результатов обучения дошкольников и младших школьников по новым учебным
планам и программам. Выявление ресурсов и актуализация личностного развития
каждого ребёнка.
4.
Внедрение современных информационных технологий для мониторинга успеваемости,
ведения, учета и хранения
учебно-педагогической документации, результативности управления образовательным
процессом.
5.
Апробация разработанных диагностических материалов.
Третий этап -
2022-2023 учебный год
1.
Промежуточный анализ реализации программы развития Прогимназии, корректировка программы.
2.
Обеспечение условий, необходимых и достаточных для продолжения обучения выпускников
Прогимназии в инновационных образовательных учреждениях города.
3.
Всесторонняя диагностика по разработанным критериям уровня образовательной
подготовки дошкольников и младших школьников.
4.
Обеспечение условий для выполнения обязательного нормативного уровня содержания
и внедрения современных технологий образовательного процесса на ступенях
дошкольного и начального общего образования.
Четвертый этап
- 2023-2024 учебный год
1.
Подготовка публикаций по проблемам реализации концепции программы развития
Прогимназии.
2.
Анализ результатов внедрения модели образовательного и воспитательного
процессов.
3.
Анализ результатов адаптации выпускников дошкольного отделения Прогимназии к процессу
обучения в первых классах.
4.
Организация рейтинга педагогических работников по реализации концепции развития
Прогимназии с обязательным стимулированием их деятельности.
5.
Интеграция учебных предметов, корреляция дисциплин математического,
естественнонаучного, гуманитарного и лингвистического блоков.
Пятый
этап - 2024-2025 учебный год
1.
Публикации по проблемам реализации концепции программы развития Прогимназии.
2.
Анализ результатов внедрения модели образовательного и воспитательного
процессов, обеспечивающей качественное образование и воспитание дошкольников и
младших школьников.
3.
Анализ результатов реализации программы
развития Прогимназии.
4.
Определение новых задач и концептуальных целей развития Прогимназии.
3. Реализация стратегических задач развития
ü педагогической системы МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»;
ü ученической системы МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»;
ü управляющей системы МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА».
Реализация задач в подсистемах
Прогимназии |
Стратегические задачи МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» |
||
Обеспечение условий
выполнения обязательного нормативного уровня содержания и технологий образовательного
процесса на ступенях дошкольного и начального общего образования. |
Обеспечение условий
расширенного вариативного, мобильно изменяющегося под потребности и способности
детей дошкольного и начального общего образования. |
Обеспечение условий,
необходимых и достаточных для продолжения обучения выпускниками Прогимназии в
гимназиях, лицеях, СОШ с углублённым
изучением отдельных предметов. |
|
Работа с педагогами
Прогимназии |
Направление 1. Формирование
профессиональных установок педагогического коллектива на реализацию задач: |
||
- выполнения обязательного
нормативного уровня образования. |
- расширение вариативного,
мобильно изменяющегося образования под потребности и способности детей; - поисковая работа и
научные исследования; - обобщение и распространение
инновационного опыта. |
- продолжение обучения
выпускников Прогимназии в гимназиях, лицеях, СОШ с углублённым изучением отдельных
предметов. |
|
Работа с обучающимися и их
родителями (законными представителями) |
Направление 2. Формирование
личностных установок обучающихся и их родителей (законных представителей): |
||
на получение детьми
качественного дошкольного и начального общего образования, самообразование. |
на получение дополнительного
образования детьми с учетом требований программ модернизации
образования, потребностей обучающихся
и запросов родителей. |
на продолжение обучения в
гимназиях, лицеях, СОШ с углублённым изучением отдельных предметов. |
|
Работа в системе управления
Прогимназии |
Направление 3. Формирование
установок качества деятельности и системы оценивания результативности: |
||
выполнение образовательного
нормативного уровня образования в Прогимназии. |
выполнение вариативного и
дополнительного образования в Прогимназии. |
создание условий, необходимых
для продолжения обучения выпускниками Прогимназии. |
|
- систематизация
компьютерной базы данных; - локальное хранение
информационных материалов; - обмен информацией между
базами данных. |
4. Подходы
к тактике реализации стратегических задач МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА».
1) Обеспечение условий выполнения обязательного
нормативного уровня содержания и технологий образовательного процесса на
ступенях дошкольного и начального общего образования..
Задачи |
Тактика реализации |
Организационные |
Обеспечить регулярный
мониторинг выполнения нормативных требований к содержанию, технологиям и
результативности образовательного процесса. Определить систему мер,
обеспечивающих динамический контроль и диагностику состояния образовательного
процесса в Прогимназии. Установить циклограммность
оперативного решения вопросов выполнения нормативных требований к содержанию,
технологиям и результативности образовательного процесса. |
Мотивационные |
Обеспечить
информационно-коммуникативные условия выполнения нормативных требований к
содержанию, технологиям и результативности образовательного процесса. Определить систему
совместных действий педагогов по реализации задач выполнения нормативных
требований к содержанию, технологиям и результативности образовательного
процесса. Разработать подходы к
оценке и самооценке предполагаемых и достигнутых результатов выполнения
нормативных требований к содержанию, технологиям и результативности
образовательного процесса в соответствии с тенденциями образовательной
политики государства. |
Образовательные |
Разработать локальные акты
и сопутствующие им технологии организации приема обучающихся на ступени
дошкольного и начального общего образования с учетом обязательного
нормативного уровня содержания. Обеспечить дальнейшее
формирование структуры групп и классов, создающей условия выполнения
нормативных требований к содержанию, технологиям и результативности
образовательного процесса. Установить циклограммность
оперативного контроля за состоянием текущей, периодической, промежуточной и
годовой аттестации обучающихся, включающей основные параметры выполнения нормативных
требований к содержанию, технологиям и результативности образовательного
процесса. |
Программно-методические |
Обеспечить необходимый и
опережающий уровень подготовки педагогов по вопросам нормативных требований к
содержанию, технологиям и результативности образовательного процесса. Обеспечить регулярный
мониторинг выполнения требований учебного плана и программ Прогимназии. Создать систему единого
учебно-методического комплекса МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА», учитывающего
базовые нормативные требования к содержанию и вариативные возможности использования
различных программ и методик. |
Материально-технические |
Поддерживать на достигнутом
уровне условия труда и учебы, позволяющие выполнять требования нормативного
уровня образования. |
Финансовые |
Обеспечить
дифференцированную систему оплаты труда педагогов, позволяющую поощрять за
высокий уровень нормативных требований к содержанию, технологиям и
результативности образовательного процесса. |
Нормативно-правовые |
Выполнять государственные
нормативы и требования, касающиеся содержания, технологий и результативности
образовательного процесса. Разработать систему
организационно-распорядительных документов, регулирующих выполнение
нормативных требований к содержанию, технологиям и результативности
образовательного процесса. Внедрять современные
информационные технологии (ИКТ) ведения, учета и хранения
учебно-педагогической документации, отражающей выполнение нормативных
требований к содержанию, технологиям и результативности образовательного
процесса. |
2)
Обеспечение условий расширенного вариативного мобильно изменяющегося под
потребности и способности детей дошкольного и начального общего образования.
Задачи |
Тактика реализации |
Организационные |
Обеспечить регулярный
мониторинг социального запроса на формирование вариативного компонента и
системы дополнительного образования в МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА». Разработать и начать
внедрение концепции развития дополнительного образования в Прогимназии. Определить основные подходы
к оценке качества соответствия и качества организации системы дополнительного
образования. |
Мотивационные |
Обеспечить информационно-комуникативные
условия развития вариативного и дополнительного образования в Прогимназии. Определить систему
совместных действий педагогов по реализации задач вариативного и
дополнительного образования в Прогимназии. Разработать подходы к
оценке и самооценке предполагаемых и достигнутых результатов в системе
вариативного и дополнительного образования в Прогимназии. |
Образовательные |
Обеспечить функциональное
взаимодействие урочного и внеурочного комплекса Прогимназии. Внедрение в практику
технологий организации образовательного процесса, способствующих реальному
выбору обучающимися направлений дополнительного образования соответствующих
их склонностям и способностям. |
Программно-методические |
Обеспечить кадровые
возможности реализации концепции развития дополнительного образования
Прогимназии. Разработать систему
программно-технологической подготовки педагогов к работе в условиях выбора
детьми направлений дополнительного образования. Разработать и обеспечить
систему дополнительного образования необходимым программно-методическим
комплексом. Разработать систему мер по
обеспечению библиотеки ОУ необходимым технологическим оборудованием для
проведения широкого спектра занятий в системе дополнительного образования. |
Материально-технические |
Обеспечить комплексную
систему мер для организации необходимого уровня дополнительного образования
для организации единой локальной сети на базе существующего компьютерного
парка. |
Финансовые |
Добиться бюджетного
финансирования и реконструкции помещений Прогимназии, штатного расписания для
расширения возможностей дополнительного образования. Разработать нормативную
базу для организации платных дополнительных услуг в системе дополнительного
образования. |
Нормативно-правовые |
Выполнять государственные
нормативы и рекомендации, касающиеся организации вариативного компонента и
системы дополнительного образования в МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА». Разработать систему
организационно-распорядительных документов в системе дополнительного
образования. Разработать номенклатуру
дел в соответствии со структурой дополнительного образования в МКОУ
«ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА». |
3)
Обеспечение условий, необходимых и достаточных для продолжения обучения выпускников
Прогимназии в других образовательных учреждениях повышенного уровня.
Задачи |
Тактика реализации |
Организационные |
Обеспечить регулярный
мониторинг результатов поступления и успеваемости выпускников МКОУ
«ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» в ОУ
средней ступени, в том числе ОУ повышенного уровня. Начать разработку системы
мониторинга успеваемости выпускников Прогимназии для совершенствования
технологий преподавания. Определить систему мер,
обеспечивающих предварительную диагностику и динамический контроль состояния
подготовки учащихся выпускных классов к поступлению в гимназии, лицеи, СОШ с
углублённым изучением отдельных предметов. Разработать план совместных
действий с ОУ, в которые поступают выпускники МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА». |
Мотивационные |
Обеспечить
информационно-коммуникативные условия ориентации выпускников и их родителей в
системе требований к поступлению на среднюю ступень других ОУ. Определить систему
совместных действий педагогов МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» и учителей будущих 5-х классов других ОУ по
организации подготовки детей к поступлению и по сокращению адаптационного периода
на средней ступени. Разработать подходы к
оценке и самооценке предполагаемых и достигнутых результатов. Обеспечить систему
психолого-педагогического сопровождения перехода обучающихся на новую ступень
образования, снижающую уровень тревожности детей и родителей. |
Образовательные |
Разработать систему единых
педагогических требований в оценивании результатов обучения выпускников
педагогами МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
и
гимназий, лицеев, СОШ с углублённым изучением отдельных предметов. Совершенствовать систему
олимпиадной и конкурсной форм внеурочной деятельности как условие,
способствующее мотивации выпускников Прогимназии к продолжению образования в
гимназиях, лицеях, СОШ с углублённым изучением отдельных предметов. |
Программно-методические |
Обеспечить необходимый и
опережающий уровень подготовки педагогов выпускных классов по технологиям
проведения приемных испытаний в ОУ средней ступени. Обеспечить систему мер,
гарантирующих преемственность программ начальной и средней ступени
образования. |
Материально-технические |
Обеспечить соблюдение
требований охраны труда. |
Финансовые |
Разработать и внедрить
систему стимулирования педагогов, добивающихся высоких результатов при
поступлении выпускников МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» в другие ОУ. |
Нормативно-правовые |
Выполнять государственные
нормативы и требования, касающиеся соблюдения прав и гарантий получения
образования в РФ. Разработать систему обмена
учебно-педагогической документацией, фиксирующей результативность обучения и
динамику развития ребенка в ОУ. |
5.
Ожидаемые результаты развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА»
Ожидаемые результаты по итогам реализации
программы развития МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» можно разделить на два
модуля.
Первый
модуль – изменение личностных установок педагогов по отношению к обучающимся:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей
детей;
-
установка на уважительное и доброжелательное отношение к каждому ребёнку;
-
использование игровой деятельности в процессе обучения и воспитания;
-
организация эмоциональной включённости обучающихся в процесс обучения и
воспитания;
-
отработка универсальных действий при решении различных учебных задач;
-
создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в
другие инновационные образовательные учреждения;
-
развитие и стимулирование любознательности, заинтересованности, осознание
нужности изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворённости в ходе
обучения;
-
создание условий для различных видов двигательной активности детей,
профилактики и снижения заболеваемости.
Второй модуль – изменение
личностных установок педагогов по отношению к своей профессиональной
деятельности:
-
качественный рост профессиональной активности педагогов;
-
повышение квалификации через самообразование, работу методических объединений и
творческих групп;
-
внедрение в педагогическую деятельность информационно-коммуникативных
технологий.
В результате реализации программы развития
МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» предполагается:
1)
Эффективное функционирование поливариантных компонентов образовательной среды.
2)
Освоение технологий развивающего обучения, ставшего основой создания модели
образовательной среды.
3)
Расширение социальных, культурных возможностей и жизненных шансов подрастающего
человека, воспитание ценностных установок и деятельностных способностей.
4)
Создание оптимально благоприятных условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития личности.
5)
Формирование и развитие личности с развитым интеллектом и высоким уровнем
культуры.
6)
Формирование образовательной парадигмы юного гражданина: «Образование через всю
жизнь».