Физическая культура
Аннотация
Рабочая программа
составлена на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Примерной образовательной
программы, «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11
классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича (М.: Просвещение, 2012).
Для прохождения программы в начальной школе в учебном процессе
использую учебники: Лях В.И. Физическая культура. 1 – 4 кл.: учебник для
образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014г.
Общая характеристика
предмета
Физическая
культура-- это обязательный учебный курс в общеобразовательных
учреждениях. Предмет «физическая культура» является основой
физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения—
физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного
дня (физкультминутки зарядки и т. п.) и второй половины дня (
гимнастика, подвижные игры во второй половине дня), внеклассной
работой по физической культуре (спортивные секции группы ОФП),
физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья,
спортивные праздники, походы и т. п.)—достигается формирование физической
культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными
видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую
подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и
спорте» от 4 декабря 2007 г.№329-ФЗ отмечено, что организация физического
воспитания и образования в общеобразовательных учреждениях включает
в себя проведение обязательных занятий по
физической культуре в пределах основных
общеобразовательных программ в объеме, установленном
государственными образовательными стандартами, а также
дополнительных (факультативных) занятий физическими
упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных
программ.
Данная программа
создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая
урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна
создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только
физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Целью школьного физического воспитания является формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать
ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации
активного отдыха.
Задачи обучения:
• укрепление здоровья,
улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование
первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой
движений;
• развитие
координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных,
временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности
реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве)
и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости)
способностей;
• формирование
элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений
на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных
и кондиционных) способностей;
• выработка
представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении
правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки
на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни;
• приобщение к
самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми,
использование их в свободное время на основе формирования интересов к
определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к
тем или иным видам спорта;
• воспитание
дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности,
отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие
развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе
двигательной деятельности.
Принимая во внимание
вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области
физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании
данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического
процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и
оптимизация, расширение межпредметных связей.