Внеурочная деятельность "Вокал "Волшебные нотки"

         Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вокальная группа» для учащихся 2-3  классов начальной школы, составлена на основе примерной  программы «Музыка 2 и 3 класс» для общеобразовательных учреждений. Авторы: Е.Д Критская и Т. Сергеева.

Срок реализации программы 1 года, модифицированная, составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности». Направленность программы – общекультурная.

Программа переработана и дополнена.

В основу программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического цикла «Вокал»  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс внеурочной деятельности «Вокал» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.

 В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.

   Программа «Вокал» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.

 Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно  привить  любовь к  музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников  идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому  пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.

Актуальность программы связана с ростом числа учеников, пожелавших заниматься пением в нашей школе, расширением их концертно-исполнительской деятельности, с расчетом на голосовые возможности детей.

В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.

При реализации внеурочной деятельности весь образовательный цикл предусматривает групповую и индивидуальную формы работы вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

1. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

2.Развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству.

3.Создание условий для развития личности ребенка.

4. Воспитание художественного вкуса школьников и охрана детского голоса.

Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:

Расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

Материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятий, его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.

Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся.

В ходе работы по данной программе дети получают следующие базовые теоретические понятия: Двухголосное пение: виды двухголосия. Ансамбль голосов как элемент вокальной звучности. Понятие «Ансамбль» и его виды. Артикуляция как работа органов речи. Артикуляция согласных.

Основное содержание программы предполагает наличие этапов и тем внутри каждого этапа, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом этапе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый этап отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

Этапы реализации внеурочной деятельности:

2 год обучения. На втором этапе обучения формируются группы с учётом возрастных особенностей участников и их интересов, для которых подбирается соответствующий репертуар возрастным вокальным особенностям.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях учащихся, в призовых местах.

Преподавание курса рассчитано на учащихся начальной школы 2 класса, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью.

Участники программы - дети 8 лет.

Условиями отбора детей являются: желание родителей, чтобы их ребёнок занимался именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Предусматривается возможность занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Задания практических занятий направлены на способности:

- определять основные жанры песенного искусства;

- знать физиологические особенности голосового аппарата

- использовать правильную позицию голосового аппарата при пении.

- исполнять выразительно, интонационно чисто

- уметь брать дыхание в характере произведения.

Место учебного курса в плане внеурочной деятельности.

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта:

2 -3 классах 34 часа в год.

Занятия проводятся в свободное от уроков время.

Планируемые результаты и способы их проверки:

Планируемы результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Вокал»

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами

занятий по программе являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Контрольный срез УУД

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД)(ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД

1. Формирование музыкальной потребности выражающейся в  творческой деятельности в вокальном искусстве.

2.Формирование  эстетических чувств и художественного вкуса.

3. Формирование эстетических потребностей, ценностей.

Познавательные УУД

1.Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

2 Формирование умения работать с моделями, схемами.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и  слышать музыкальный текст

2.Формирование умения умение выражать свои мысли, чувства через песню.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2. Формирование умения отличать верно выполненное задание от неверного.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню    подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими  и практическими знаниями, участие в концертах.

В  начале  и  в конце учебного года учащиеся отвечают на теоретические вопросы, выполняют практическую работу по основам вокального искусства. Для сопоставимости результатов используется единая 10-бальная система оценивания для всех видов подготовки.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Формы занятийХочу такой сайт

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Успехи, результат.

Беседа о вокальной студии.

Отчетный концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

Ожидаемые результаты обучения.

Требования к учащимся к концу второго года обучения:

• соблюдать певческую установку;

• жанры вокальной музыки;

• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

•правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

• дать критическую оценку своему исполнению;

• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

Содержание программы.

Второй год обучения

1. Певческое дыхание. Основы постановки голоса. Что такое голосовые связки? Наиболее общие сведения об их расположении в гортани и работе. Основные составляющие дыхательного аппарата: лёгкие, диафрагма, гортань и их работа (термины не вводятся, объяснение происходит в игровой форме). Отличие певческого дыхания от обычного. Характеристики певческого вдоха и выдоха, их роль в пении. Умение «затаить дыхание», его роль в пении. Упражнения, развивающие навыки самоконтроля над правильностью певческого дыхания.

Главное в процессе занятий с детьми – воспитание культуры звука, развитие силы и диапазона звука. Умение контролировать звуковысотность голоса при правильном взятии каждого звука.

2. Речевой хор. Развитие слухового восприятия. Понятие «говорящего хора». Различие «выразительной» и «ровной речи».

Работа над важнейшим элементом при пении – дикцией. Особенности вокальных интонаций и развитие слухового восприятия.

Понятие о высоких и низких звуках. Развитие динамического диапазона хора. Освоение динамики mf и mp в примарной зоне звучания детского голоса. Начало работы над подвижными динамическими оттенками: достижение crescendo при исполнении попевок, во время распевания, в несложных песнях (т.е. в ограниченном диапазоне: квинта, секста в поступенном восходящем движении). Начало работы над освоением динамики p при распевании, исполнении попевок, несложных песен. Работа над тембровыми красками и подвижностью голосов. Развитие слуха и голоса певцов-хористов.

Подстраивание своего голоса к звучанию голоса учителя либо звуку фортепиано с целью достижения чистоты интонирования. Моделирование высоты звука и движения мелодии движениями рук (показ движения «по ступеням»). Интонационные загадки. Умение на слух определить интонацию и дать быстрый «ответ» на неѐ.

3. Музыкально – ритмические упражнения. В игровой форме проходит освоение важнейшего элемента музыки – ритма. Что помогает сочетать музыку и движения. Умение правильно подобрать по характеру движения, чтобы они способствовали восприятию музыки и красоты звучания.

4. Слушание музыки. Знакомство с шедеврами музыкального искусства, которые помогают эстетическому развитию личности каждого ребѐнка. Правильное восприятие музыки помогает духовному обогащению. Звучание инструментов симфонического оркестра способствуют звуковысотному тембровому восприятию.

Основой всех музыкальных произведений, являются чувства, эмоции, настроение, поэтому главным героем на уроке становится сам ребенок - ЧЕЛОВЕК со своим миром чувств, переживаний. Учитывая, что психологическими механизмами восприятия музыки являются эмоциональная отзывчивость, развитый музыкальный слух, память, музыкальное мышление, а так же сформированность способности к творчеству, вывожу основные функции этого вида деятельности: чувствуем, ощущаем, оцениваем музыку общаемся преобразуемся познаем мир и себя

5.Работа над репертуаром. Взаимодействие голоса и аккомпанемента. Работа над чистотой унисона в песнях и попевках. Осознание и воплощение различного характера, динамических оттенков.

6.Концертная деятельность. Правила поведения певца перед концертом и на сцене во время исполнения произведения. Правила охраны голоса певца-хориста перед выступлением. Выступления на праздничных мероприятиях.

К окончанию курса учащиеся должны знать: основы певческой установки; правила певческого дыхания; основные понятия, характеризующие различные способы звукообразования, звуковедения в хоровом исполнительстве; строение голосового и дыхательного аппарата певца, правила охраны певческого голоса; звучание инструментов симфонического оркестра.

Методическое обеспечение программы. Список литературы.

Ю.Б. Алиев» Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2010.

Н.Н. Рябенко « Уроки музыки в 1-7 классах» М. 2009.

В.С. Кукушкин «Музыка, архитектура и изобразительное искусство»М.2009.

М.А. Давыдова «Уроки музыки» м.2008..

М.С. Осеннева, Л,А. Безбородова « Методика музыкального воспитания младших школьников»М.2011.

6. Ф.Такун, А.Шершунов «Розовый слон» М.,2012

7. Н.В.Кеворков «Популярные песни кубанских композиторов» Кр-р., 2000

8. Н.Мануйлова «Музыкальный календарь» Ейск. 2012

9. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009.-142с.

10. Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;

11. Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2012.

Список литературы.

Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2011;

Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2012;

Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.

Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2009;

Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2013;

Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2010

Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» -

видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 2009.

Интернет-ресурсы:

· Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/

· Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/

· Классическая музыка – http://classic.ru

· Музыка и я - http://musicandi.ru/

 

 

ктп вокал 3 класс (скачать)
пояснит. записка вокал 3 класс (скачать)
ктп вокал 2 класс (скачать)
пояснит. записка вокал 2 класс (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (87239)2-32-43