Основы религиозных культур и светской этики
Аннотация к рабочей программе по курсу
Основы религиозных культур и светской этики
(модуль "Основы мировых
религиозных культур") в 4 классе
Рабочая программа
предназначена для изучения модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе, составлена
в соответствии с положениями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе
программы: А.Я. Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур и светской этики» / Программы образовательных
организаций, 4-5 классы.
Место курса в учебном плане
Предмет «Основы религиозных культур и светской
этики» в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации изучается в 4 классе в объеме 34 ч (1 ч в неделю).
Программа курса составлена с
учётом «Базисного учебного плана»
МКОУ «
ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» в 4-ых классах -
1 час в неделю, за год 34 часа.
Используется
учебник : Амиров Р.Б., Воскресенский
О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы мировых религиозных культур. – 4 класс. – М.: Дрофа, 2012
Цель учебного курса «Основы
мировых религиозных культур »
- формирование у младшего подростка мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
-
формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре,
образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и
народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного
вероисповедания, осознавая, что культура нашей страны является органической
частью культуры мировой.
Учебный
курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного
общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические
понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность
(душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех
понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый
курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными
и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в
расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном
процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной
принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии,
многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную,
этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Учебный
курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к
результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися
должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах
отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших
подростков.
Основные задачи курса:
- знакомство
учащихся с содержанием курса; формирование первичных представлений о
религиозных культурах -
знакомство обучающихся с основами
православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых
религиозных культур;
- развитие представлений младшего подростка
о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности,
семьи, общества;
- развитие представлений младшего подростка
о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- формирование у младших школьников
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы
- обобщение знаний, понятий и представлений
о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,
и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при
изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к
общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
- Для
решения воспитательных задач, задач идентификации и социализации, для
эффективного усвоения и теоретической, и рефлексивной составляющих курса
важно использование активных методов обучения, включение в уроки ролевых,
организационно-деятельностных игр, проектной деятельности игровых методов
обучения, поскольку психологи отмечают также некоторую «недоигранность»,
характерную для данного возраста. В случае, когда предмет преподается без
оценки, крайне важна роль рефлексии, важно, чтобы ребенок понял, как оценивается
его учебная деятельность в процессе изучения предмета.
Учебный
курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры
как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного,
культурного многообразия и исторического, национально-государственного,
духовного единства российской жизни.
Планируемые результаты
изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
Формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение
учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение
выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений
действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием
учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных,
эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений
действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с
использованием компьютера).
Предметные результаты:
Готовность к
нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Знакомство с
основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание
значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование
первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России;
Первоначальные
представления об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности;
Становление внутренней
установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности,
основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов
России;
Учебники и учебные пособия, для
реализации программного содержания:
- Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева
Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
мировых религиозных культур. – 4-5 класс. – М.: Дрофа, 2012
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и
православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей.
Москва «Просвещение», 2010.
Содержание данного учебника
построено с учетом:
- возрастных особенностей обучающихся;
- новизны и особенностей содержания курса;
- культурологической направленности курса;
- направленности
предмета на объединение, а не разобщение школьников;
- возможностей
нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и
универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков
и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;
- возможностей нового предмета для развития
творческого поиска и профессионального роста учителей, преподающих «Основы
духовно нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и
светской этики» и решающих вопросы воспитания и социализации школьников;
проявления педагогами своей профессиональной и гражданской позиции.
Формы и
виды учебной деятельности
·
словесные, которые наиболее успешно
решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение
способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной
сферы личности;
·
наглядные, которые наиболее успешно
решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания
художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
·
практические,
проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы, применение которых
необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует
совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию
самостоятельности мышления и познавательного интереса;
·
репродуктивные, необходимых для получения
фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков
учебного труда;
·
индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование
которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и
будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Достижению цели способствует ряд методических приемов,
реализованных в УМК:
- диалоговая
форма подачи материала в отдельных уроках за счет введения в каждом модуле
«сквозных» героев;
- включение
так называемых «не совсем обычных уроков», представляющих собой заочные
экскурсии, уроки-диалоги, уроки-путешествия;
- включение вопросов и заданий непосредственно в
текст урока (задания на осмысление материала, выражение собственного мнения,
повторение, работу с иллюстративным материалом);
- наличие в методическом аппарате учебников
заданий, нацеленных на совершенствование умений учащихся в разных видах речевой
деятельности (чтении, письме, слушании, говорении);
- наличие в методическом аппарате учебников
заданий, нацеленных на обогащение лексического запаса учащихся;
- наличие
в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на совершенствование
коммуникативного, нормативного и этического аспектов культуры речи учащихся;
- включение в материал уроков цитат,
содержащих высказывания и оценочные суждения религиозных и общественных
деятелей, писателей, философов, и задания на их осмысление и интерпретацию;
- наличие в методическом аппарате учебников
заданий, предусматривающих обращение к литературным источникам (включение
фрагментов литературных текстов в уроки и в приложение) и диалог с
художественным или дидактическим проблемным текстом.