Основы религиозных культур и светской этики

Аннотация к рабочей программе по курсу

Основы религиозных культур и светской этики

(модуль "Основы мировых религиозных  культур") в 4 классе

Рабочая программа предназначена для изучения модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе, составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы: А.Я. Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» / Программы образовательных организаций, 4-5 классы.

         Место курса в учебном плане

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации изучается в 4 классе в объеме 34 ч (1 ч в неделю).

     Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана»  МКОУ                           « ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» в 4-ых классах  - 1 час в неделю, за год 34 часа.

Используется учебник :    Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 4 класс. – М.: Дрофа, 2012

Цель  учебного курса «Основы мировых  религиозных культур »

-  формирование у младшего подрост­ка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основан­ному на знании культурных и религиозных традиций многонацио­нального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений

-  формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания, осознавая, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и свет­ских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляю­щих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего об­разования вопрос совершенствования личности ребёнка на прин­ципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечелове­ческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в вос­питательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общ­ность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отра­жает культурную, социальную, этническую, религиозную слож­ность нашей страны и современного мира.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной систе­мой. Все его модули согласуются между собой по педагогичес­ким целям, задачам, требованиям к результатам освоения учеб­ного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в преде­лах отведённого учебного времени с учётом образовательных воз­можностей младших подростков.

 

 

Основные задачи курса:

  • знакомство учащихся с содержанием курса; формирование первичных представлений о религиозных культурах -

           знакомство обучающихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основами мировых ре­лигиозных  культур;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  •  развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  •  формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной шко­ле, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренчес­ких основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на сту­пени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаим­ного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
  • Для решения воспитательных задач, задач идентификации и социализации, для эффективного усвоения и теоретической, и рефлексивной составляющих курса важно использование активных методов обучения, включение в уроки ролевых, организационно-деятельностных игр, проектной деятельности игровых методов обучения, поскольку психологи отмечают также некоторую «недоигранность», характерную для данного возраста. В случае, когда предмет преподается без оценки, крайне важна роль рефлексии, важно, чтобы ребенок понял, как оценивается его учебная деятельность в процессе изучения предмета.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обуча­ющимися российской культуры как целостного, самобытного фе­номена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;Хочу такой сайт

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

           Учебники и учебные пособия,  для реализации программного содержания:

  1. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 4-5 класс. – М.: Дрофа, 2012
  2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.

           Содержание  данного учебника построено с учетом:

-  возрастных особенностей обучающихся;

-  новизны и особенностей содержания курса;

-  культурологической направленности курса;

-  направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;

-  возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;

-  возможностей нового предмета для развития творческого поиска и профессионального роста учителей, преподающих «Основы духовно нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» и решающих вопросы воспитания и социализации школьников; проявления педагогами своей профессиональной и гражданской позиции.

Формы и виды учебной деятельности

·        словесные, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

·        наглядные, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

·        практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

·        репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

·        индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Достижению цели способствует ряд методических приемов, реализованных в УМК:

-  диалоговая форма подачи материала в отдельных уроках за счет введения в каждом модуле «сквозных» героев;

-  включение так называемых «не совсем обычных уроков», представляющих собой заочные экскурсии, уроки-диалоги, уроки-путешествия;

-  включение вопросов и заданий непосредственно в текст урока (задания на осмысление материала, выражение собственного мнения, повторение, работу с иллюстративным материалом);

-  наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на совершенствование умений учащихся в разных видах речевой деятельности (чтении, письме, слушании, говорении);

-  наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на обогащение лексического запаса учащихся;

-  наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на совершенствование коммуникативного, нормативного и этического аспектов культуры речи учащихся;

     - включение в материал уроков цитат, содержащих высказывания и оценочные суждения религиозных и общественных деятелей, писателей, философов, и задания на их осмысление и интерпретацию;

    -  наличие в методическом аппарате учебников заданий, предусматривающих обращение к литературным источникам (включение фрагментов литературных текстов в уроки и в приложение) и диалог с художественным или дидактическим проблемным текстом.

 

 
Аннотация ОРКСЭ (скачать)
ОРКСЭ 4 класс (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».